Новая система тарификации телефонных разговоров может вызвать массовые отказы от проводных телефонов в пользу сотовой связи.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Возможно, новая тарификация принесет наконец большинству пользователей такие давно известные и доступные, к примеру в сетях сотовой связи, услуги, как: автоматический определитель номера, call-back (обратный звонок), звонок за счет принимающей стороны, более оперативную телефонную справку, возможность заказать товары и услуги по телефону, а также такие банальные услуги, как переадресация вызова, автоматический будильник, конференц-связь, уведомление «Вам звонили» и т.д. Ведь их внедрение, по словам представителей компаний фиксированной связи, сдерживается небольшим уровнем «цифровизации» каналов доступа. Возможно, после установления разумных тарифов, на это наконец-то найдутся деньги. Или, во всяком случае, эта отрасль станет более интересной для инвесторов.
Еще осенью 2005 года директор департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи РФ Виталий Слизень отмечал, что по всей стране с 2006 года будут предложены как минимум три единых тарифных плана: 1) с абонентской платой (безлимитный); 2) с повременной оплатой; 3) с комбинированной системой оплаты услуг связи. Причем оказалось, что операторы на местах смогут устанавливать любое количество тарифных планов – для этого им было необходимо до конца 2005 года внести все необходимые документы в Федеральную службу по тарифам. Многие сделали это заранее, но только сейчас можно будет понять, какие инициативы на местах получились наиболее точными и востребованными.
Точные тарифы будут известны только с середины или конца января, поэтому предположим, как это будет выглядеть, на основе имеющихся данных.
Обязательно будет абонентская плата – в столице это 200 рублей (самая большая по стране), но есть множество льгот. Если проводить параллели с сотовой связью, получается, что ARPU (среднемесячный доход с одного абонента) только по абонентской базе сравнимо с индивидуальным радиотелефоном. До нынешней реформы за 200 рублей можно было говорить сколько угодно. Вполне возможно, что с 2006 года эта цена возрастет в 2 раза – зато будет «безлимитка» для звонков по городу.
Будет и повременная оплата: возможно, одна минута будет стоить 50–70 копеек – ниже, чем по сотовому телефону, но и этого для особо словоохотливых много. Но если человек лаконичен, деловит, редко пользуется телефоном – то вполне приемлемо. Абонентская плата в этом случае будет минимальна – полагаю, 2–3 доллара.
Возможен и комбинированный тариф – в сотовой связи это называется «количество включенных минут». То есть, образно говоря, за 300 рублей пользователь получит 500 минут местных звонков, а все исходящие вызовы в сеть свыше этого лимита будут оплачиваться по отдельному, льготному тарифу, скажем, 20–30 копеек в минуту. Входящие вызовы, понятное дело, будут бесплатны.
Правда, остается основная проблема, о которой операторы стараются громко не говорить, – вопрос билинга. Если у сотовых операторов этот вопрос решается с самого момента основания компаний (любые разговоры, даже внутри сети, обязательно тарифицировались и жестко учитывались), то у проводных компаний эта тема должным образом никогда не исследовалась. Учетом разговора по «межгороду» традиционно занимался «Ростелеком», который и выставлял свои счета для абонентов, внутренний учет у многих операторов фиксированной связи – в зачаточном состоянии.
Видимо, вопросов по тарификации, особенно у жителей старшего поколения, станет гораздо больше. Большинство фиксированных терминалов не имеют функции подсчета времени совершаемого разговора (в отличие опять-таки от сотовых трубок), поэтому подсчет проговоренных минут будет вестись абонентами «на глазок», что дает лишний повод в несовпадении ощущений и ежемесячного счета.
Однако новая тарификация с января месяца для многих жителей нашей страны может и не состояться – не у всех предприятий связи, последнее время по загадочным причинам балансирующих на грани рентабельности, есть на это деньги. Мало того что нужна система билинга, надо цифровизировать все АТС (осенью 2005 года этот показатель составлял 40%), создать работоспособный call-центр для приема звонков от граждан, наладить систему доставки счетов. Вполне возможно, что в рамках городов и регионов местные операторы наконец займутся вменяемым маркетингом и смогут точно рассчитать стоимость своих услуг, ввести для абонентов дополнительные сервисы, красиво назвать тарифные планы и существенно расширить возможности по приему платежей.
Особенно большие средства придется вкладывать в подготовку персонала. Нервных сотрудников, общающихся обычно с абонентами в стиле «сам дурак», придется отправлять на курсы повышения квалификации и тренинги коммуникативности; руководящий состав надо учить думать по-рыночному, а не о том, как получить дотации, нанимать грамотных рекламистов и маркетологов.
Дополнительный ворох проблем – это конкурентная борьба, так как альтернативные операторы, которые действуют в городах-миллионниках, обязательно воспользуются шансом для того, чтобы переподключить фиксированных абонентов на свои, цифровые линии связи. Возможно, что в большинстве региональных центров станет проще с доступом в интернет по ADSL-каналам – все-таки цифровизация АТС позволит предоставить пользователям и такие услуги по доступным ценам. Но это можно будет проследить только по отчетам аналитиков к середине 2006 года.
В общем и целом переход к новой тарификации стоит признать успешной тенденцией – пользователи будут платить за реальный объем потребления. Другое дело вопрос цены – взваливать на себя расходы по ремонту и апгрейду телефонных сетей, которые по идее должны реализовываться через привлечение кредитов в финансово-кредитных учреждениях, абоненты явно не готовы. Поэтому, если местные компании фиксированной связи переусердствуют, можно ожидать массовых отказов от проводных телефонов – сотовая связь будет дешевле.