Мобильная связь зачастую дело сугубо интимное.
Фото 'ИДДК'
Мобильные телефоны есть уже у 120 млн. россиян – трели вызовов слышны повсеместно, поэтому настала пора принять некие общие правила, которые позволили бы абонентам пользоваться мобильной связью, не нарушая прав окружающих.
Еще в 2004 году европейский оператор Vodafone впервые включил в справочники абонентов раздел «Этикет общения», а японский NTT DoCoMo основал первый в мире институт по изучению влияния мобильных технологий на общество. Кстати, основные исследования института затрагивают тему использования мобильных телефонов в современном обществе и мобильный этикет. В 2005 году департамент образования Южной Кореи инициировал внедрение в учебный план курс по этикету общения при помощи сотового телефона для школьников младших классов, а в 45 кинотеатрах и 13 театрах Украины начали транслировать видео- и аудиоролики о необходимости перевести свои мобильные телефоны в режим «без звука».
В России проблема тоже назрела. Один из крупнейших отечественных операторов сотовой связи ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») провел в ноябре в Петербурге круглый стол на тему «Мобильный этикет».
Как показывают данные американских исследователей, больше всего пользователей раздражает неумеренное использование сотовых телефонов в кинозалах, ресторанах и музеях – там, где хочется тишины и покоя. Не секрет, что существуют специальные устройства-глушилки, которые могут как «забивать» частотный спектр GSM 800/900/1800/1900 для того, чтобы мобильные телефоны не функционировали в каком-то помещении, так и дистанционно переводить телефоны в режим вибровызова. Учитывая тот факт, что их распространение требует от продавца многочисленных разрешающих документов, этим вполне могут заняться операторы сотовой связи. Моральной компенсацией за финансовые потери могли бы служить стикеры «Здесь связи нет» с фирменными цветами оператора и поддержка от местных властей.
Помимо такого шага для тех, кому все-таки надо совершить звонок, можно устанавливать изолирующие кабины с улучшенным приемом радиосигнала.
Еще одна, пожалуй, более сложная проблема – это разговоры в движущемся автомобиле. Конечно, если разговаривает пассажир, никаких законных препятствий этому нет – однако все-таки стоит повременить с обсуждением интимных тем до выхода из транспорта, большинство окружающих крайне раздражают такие разговоры. А вот если говорит водитель – это уже смертельная опасность. В любой цивилизованной стране за такие художества можно получить достаточно значимый штраф или даже арест в качестве наказания за подвергание опасности жизни других людей.
Кстати, некоторые суды уже считают разговор по мобильному телефону в момент аварии, наряду с употреблением алкоголя, отягчающим обстоятельством, которое усугубляет вину. В то же время количество таких нарушений растет – почти у каждого владельца автомобиля есть мобильный телефон, а количество пьяных за рулем все-таки не превышает несколько процентов от общего количества автовладельцев. Следовательно, именно эта проблема является одной из ключевых в отношении мобильного этикета. К примеру, в социальной рекламе операторов сотовой связи необходимо не только подчеркивать опасность подобных действий, но и посылать целевой группе абонентов вполне ясный положительный образ дисциплинированного водителя.
Есть и дополнительные рекомендации владельцам сотовых телефонов – к примеру, большинство людей не выключают мобильные телефоны в общественных местах или пользуются ими в неурочное время из-за того, что неточно знают все их функции и особенности. Ведь есть виброзвонки, sms, автоответчик и голосовая почта – как функции телефона, так и услуги сотовой сети позволяют абоненту не пропустить никакой важной информации. В качестве просвещения абонентов операторы вполне могут включать дополнительную информацию о функциях телефонов в свои справочники абонентов – это позволит более пристально и внятно объяснять своим пользователям как правила этикета, так и технические тонкости мобильных устройств.
Если же мобильный аппарат нельзя отключить, то лучше установить бесшумный режим, а при необходимости совершить звонок – выйти из помещения. Также не нужно кричать, чтобы быть услышанным собеседником, ведь мобильные телефоны в большинстве своем имеют чувствительные микрофоны. Стоит говорить с такой же громкостью, как и в повседневной жизни с другими людьми или как при разговоре по домашнему телефону – особенно эта рекомендация уместна для пассажиров транспорта или людей, находящихся в общественных местах. Также рекомендуется быть вежливыми, говоря по телефону, и разговаривать в уважительном тоне. Обсуждать вопросы, связанные с работой в присутствии посторонних людей не только неприлично, но и является нарушением конфиденциальности бизнеса.
В любом случае, сотовые телефоны появились только недавно, однако их тотальное распространение заставляет задуматься о создании необременительных правил поведения для пользователей мобильной связью с тем, чтобы использовать новые технологии было удобно и приятно.