На человеческий мозг это, конечно, мало похоже, хотя и называется 'материнская плата'.
Фото предоставлено пресс-службой Intel
В начале 1980-х журнал «Тайм» провозгласил «Человеком года» (Man of the year) – ЭВМ. Таким образом в общественном сознании было зафиксировано: мир вступил в эру всеобщей компьютеризации.
Сейчас уже не выглядит шуткой высказывание одного из американских сенаторов. Узнав, что система СОИ (стратегическая оборонная инициатива, известная больше как концепция «звездных войн») требует мгновенно действующих компьютеров для принятия решения – а это фактически исключает вмешательство президента США в этот процесс, – он предложил во время президентских выборов 1984 года избрать на пост главы государства компьютер системы управления вооруженными силами США. А ведь в то время эра компьютеризации по-настоящему еще только-только начиналась┘
Между тем сегодня уже совершенно серьезно выдающиеся ученые предупреждают о возможном захвате планеты искусственным интеллектом.
В марте 2000 года соучредитель и ведущий ученый компании Sun Microsystems Билл Джой предостерегал, что объединение генной инженерии и компьютерной технологии несет реальную угрозу человечеству и экосистеме. По его словам, последние достижения в области молекулярной электроники означают, что к 2030 году «мы, вероятно, сможем создавать машины в миллион раз мощнее современных персональных компьютеров» и наделять их интеллектом на уровне человеческого. «Возможно, что созданные мною инструменты помогут построить технологию, которая займет место нашего биологического вида. Мне очень неприятно думать об этом», – подчеркнул Билл Джой.
Можно по-разному относиться к подобного рода прогнозам, но факт остается фактом: уже созданы роботы, мозг которых эквивалентен примерно пятистам нейронам человеческого мозга. Этот показатель превосходит, например, интеллектуальную мощь некоторых червей (их мозг обслуживают около 20 нейронов). Для сравнения: в мозгу пчелы – около 100 тыс. нейронов.
Итак, уходящий 2005 год стал своеобразной «точкой перегиба»: с одной стороны, 25 лет назад началась эра персональных компьютеров; с другой стороны – через 25 лет, вполне вероятно, персональные компьютеры достигнут в своем развитии уровня человеческого интеллекта. Как мы об этом сможем узнать? Очень просто. На этот случай существует знаменитый тест Тьюринга. Допустим, интервьюер сидит за компьютерным терминалом, соединенным через стену с другим человеком или с машиной, которые проходят тест (опрашивающий не знает, кто за стеной). Если интервьюер ошибается, принимая реплики, генерируемые компьютером, за человеческие, то считается, что машина прошла тест.
Это стоит отметить. Мы попросили наших экспертов ответить на три вопроса:
1. Какие наиболее важные события произошли в компьютерной индустрии в 2005 году? Ваш прогноз на 2006 год: чем удивят инженеры и разработчики?
2. Как вы относитесь к утверждению, что «Сеть и есть компьютер»? Некоторые эксперты утверждают, основываясь на этой посылке, что данная концепция кардинально изменит в не таком уж и далеком будущем весь внешний облик и принципы функционирования ПК, в частности, отпадет надобность в жестком диске.
3. Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil), известный писатель, футуролог, технолог, недавно поспорил, что к 2029 г. компьютеры достигнут такой стадии технологического совершенства, что смогут выполнить знаменитый тест Тьюринга и, таким образом, придется констатировать, что искусственный интеллект (AI) создан и способен имитировать поведение людей. Что вы думаете по этому поводу?
Джозеф Регер, вице-президент по технологиям компании Fujitsu Siemens Computers
1. На мой взгляд, таких важных тенденций было две.
Первая – успех процессора Opteron от компании AMD. Это имеет очень важный бизнес-аспект. Корпорация Intel, которая многие годы была монополистом на этом рынке, теперь получила очень серьезного конкурента в области процессоров для серверных технологий. Конкуренция обострится.
Вторая важная тенденция – 2005 год стал годом виртуализации. Суть этого явления заключается в том, что у реально работающего устройства так или иначе при совершении вычислений есть простои, пустые моменты, когда устройство ждет. Так вот, именно в этот момент и включаются виртуальные серверы, чтобы железо было полностью загружено. Этот процесс виртуализации проходит и на процессорном уровне, и на уровне серверов. Одно физическое устройство, сервер например, вы можете использовать не только один раз в какой-то конкретной задаче: создается несколько виртуальных образов этой машины, которые также успешно работают в параллель с реальным железом. Сейчас, внедряя ПО, которое поддерживает эту виртуализацию, мы обнаруживаем, что все это можно реализовывать на базе старого железа. Мы выясняем, как апгрейдить и перестроить старые машины так, чтобы они поддерживали виртуализацию.
2. В реальность эти предсказания, известные уже лет 20, пока не воплотились. Хотя мы можем говорить, что это произойдет, особенно если посмотреть на скорость развития некоторых технологий. Как известно из закона Мура, производительность компьютеров удваивается каждые 18 месяцев; а возможности коммуникаций удваиваются каждый год. Таким образом, создается впечатление, что единственное, что вам нужно будет сделать, – «воткнуться» в сеть. По этим причинам мы, в общем-то, уже должны были бы иметь сетевой компьютер. Но этого нет. Почему?
Первая причина – пользователю требуется «местная» мощность каждого компьютера и его возможность коммуникации и подсоединения. Нужны некоторые программные приложения, которые относятся конкретно к функциональным потребностям пользователя и используются им постоянно. Понятно, что это идет лучше на личном вашем компьютере и совершенно не весело, когда все это лежит где-то на сервере. Вторая проблема, очень важная, – безопасность. Если вы все время работаете в сети, то у вас должно быть защищенное соединение и вы должны думать о проблемах безопасности конкретно вашего компьютера.
3. Здесь выскажу сугубо свое, личное мнение, а не сотрудника Fujitsu Siemens Computers.
В общем, наверное, это вполне возможно в ближайшие 10 лет. Допустим, что компьютеры достигнут такого уровня развития, что их ответы человек не сможет отличить от ответов живого человека. Но вряд ли это изменит общество и перевернет мир. Видимо, в будущем ситуация будет развиваться таким образом, что компьютеры и AI будут востребованы там, где требуется огромное количество простых механических вычислений. В будущем наступит эра Assisting Living – «жизнь с помощником»: компьютер возьмет на себя тяжелую вычислительную работу, будет выдавать некий результат, который человек будет анализировать и обрабатывать.
Мы уже можем говорить о технологиях, которые позволяют вживлять электронные чипы и передавать зрительную, слуховую информацию непосредственно в мозг, возмещать какие-то двигательные недостатки человека. А следующая ступень – такая же поддержка нашей мозговой деятельности. Представляете: будут созданы колоссальные базы данных, которые будут храниться на внешних устройствах или будут непосредственно имплантированы на микрочипе в тело человека, а сигнал на обработку этих данных сможет идти напрямую из мозга. Но тем не менее принципиально новые пути комбинации данных, принципиально новые пути создания алгоритмов – все равно останутся за человечеством.
Кроме того, у нас есть еще две проблемы.
Качество материалов, из которых сделано наше тело, оставляет желать лучшего – мы стареем, портимся. Другая проблема – большие сложности с транспортировкой. Ведь на самом деле мы не можем быть хорошо транспортируемы. Мы даже в пределах нашей Солнечной системы в ближайшее время столкнемся с проблемой передвижения. Наши тела к такому перемещению не готовы. Поэтому мой прогноз: человеческое сознание рано или поздно будет отделено от материального носителя – человеческого тела – и перенесено на другой физический носитель, микрочипы. Лично я готов был бы поучаствовать в таком эксперименте – перенести свою личность на электронный чип. Мою жену, правда, категорически не устраивает такая перспектива.
Михаил Донской, глава компании Disco, один из ведущих мировых специалистов по интерфейсу «человек-машина»
1. а) емкость батарей; б) емкость батарей; в) емкость батарей.
2. Это – типичное жонглирование словами. Уже давно компьютер (а что это такое?) представляет собой набор компонент. Они и раньше могли быть распределены (отсюда и теория распределенных вычислений), а теперь и подавно.
Насчет жесткого диска – опять же вопрос о сущности (места, где хранятся данные) или о конкретной реализации. Конечно, flash победит, но концепция хранения данных, в том числе и непосредственно на машине пользователя, – останется. Самолет не есть замена автомобилю, а только – его альтернатива.
Случилось так, что для шахматного программирования распределенные вычислительные системы были мейнстримом в начале 1980-х, а теперь придумали слово GRID – и все заново? Опять жонглирование словами. Кстати, из той же теории 80-х – для большинства задач затраты на обмен информацией между процессорами могут превысить выгоду от использования многих процессоров.
3. Тест Тьюринга был успешно пройден 15 лет назад. А счастья – искусственного интеллекта – нет и не будет. Насчет имитации – спросите у провайдеров SMS-услуг. Там половина – такая имитация.
Такие разговоры были модны в 70-х и 80-х. Потом утихли, когда специалисты поняли масштаб проблемы, а жулики раскрутили экспертные системы. Пошли на новый круг?
Александр Нариньяни, директор по науке РосНИИ искусственного интеллекта
1. 2005-й: появилось несколько различных пилотных вариантов экранов принципиально нового типа. Остальные события мне кажутся менее важными как элементы текущей поступательной эволюции: заметная миниатюризация HD, прогресс беспроводных технологий, заметный прогресс роботов, новые технологии электронной идентификации и несколько других.
2006-й: голографические HD носители, может быть, новые мини-источники питания. Других «потрясений» я пока не вижу; возможно, потому, что не такой уж специалист в hardware.
2. Конечно, сеть – это распределенный компьютер на вегетативном уровне развития:
а) принципы функционирования ПК, безусловно, изменятся, причем в ближайшем будущем: расстанемся с алгоритмом (которого в природе нет) и компьютер сделает фантастический рывок вперед;
б) надобность в жестком диске скорее всего скоро отпадет в виду миниатюризации компонентов памяти.
3. Тут несколько моментов:
а) термину «искусственный интеллект» сегодня придаются совсем разные значения. Я считаю, что тот, кто надеется на серьезный успех, пытаясь имитировать личность или мозг, задержался где-то лет тридцать назад, на пренатальной фазе развития этой области.
На текущем этапе ИИ – это технологии практической интеллектуализации прикладных систем. Информационно-коммуникационные технологии сейчас лезут во все щели: на рабочее место, на кухню, в мобильник. От формирующейся электронной среды обитания требуется все более высокий уровень интеллекта: она должна научиться понимать массового пользователя на лету, часто даже лучше, чем он понимает себя сам. Школьник, администратор, солдат, домашняя хозяйка смогут пользоваться ИКТ ровно настолько, насколько эти технологии станут для них не только полезными, но и понятными составляющими их нового образа жизни. Необходимым условием этого является простота и естественность взаимодействия человека со все усложняющимся пространством ИКТ, то есть интеллектуализация всех основных – внутренних и внешних – компонентов этого пространства;
б) с моей точки зрения, тест Тьюринга давно уже не может служить показателем развития всей области искусственного интеллекта. В частности, и потому, что не совсем понятно, что с чем тут сравнивается: разговаривая по телефону с незнакомым человеком, его часто вполне можно принять за не очень качественную имитацию Homo Sapience;
в) будут ли к 2029 г. успехи ИИ такими поразительными, что можно будет сказать, что искусственный интеллект создан? Уверен, что до сравнения с полноценной человеческой личностью еще очень далеко. Кому-то в 70-х годах казалось, что до ИИ рукой подать. А уж до таких пустяков, как хороший машинный перевод, совсем близко. Пока, однако, воз примерно там же.
Имитировать поведение людей? Во многих случаях может быть нужным, а в большинстве совсем ни к чему. Стоило бы еще раз вспомнить, что колесо ничего общего не имеет с ногой. Если бы наш прогресс ориентировался на имитацию «естественных органов передвижения», мы бы навсегда застряли в позднем неолите. В ИИ есть технологии, которые могут при их совершенствовании оказать огромное влияние на развитие очень разных составляющих науки, техники и даже культуры. Но для теста Тьюринга они пригодятся вряд ли.
Рубен Герр, главный редактор журнала PC Magazine, программист
1-2. За последние полтора-два десятилетия в мире информационных технологий свершился важный переворот. С технологической точки зрения современный персональный компьютер – это монстр, заполненный разнообразными штуками, которыми никто никогда не пользуется. А те, которыми люди пользуются, действуют крайне неэффективно. К примеру, способ взаимодействия человека с компьютером стал таким, каков он есть, только потому, что требовалось усадить перед экраном человека абсолютно неподготовленного и без предварительного обучения.
Если бы автомобиль изобрели в 60-х годах прошлого века, у него сейчас был бы один единственный орган управления – рычаг типа джойстика: вперед-назад – скорость и торможение, влево-вправо – повороты, но ездил бы он не быстрее двадцати км в час. Миллионы лет Природа творила универсальный инструмент, человеческую руку (если это был Бог, его творческие усилия невозможно переоценить). А тут достаточно одного-единственного пальца, который, по сути, имитирует мышь. Современные версии программ с трудом работают на компьютерах двухлетнего возраста. Чтобы мы покупали новые. Интернет получил широкое распространение только после того, как был изобретен способ заставить нас расплачиваться своими деньгами за возможность созерцать рекламу.
Подчеркну – я не противник рынка и маркетинга. Более того, все, что делается на этом пути, худо-бедно делается для блага людей, а не для их уничтожения. Третий же вариант развития – чтобы эффективно, но для людей, – мне неизвестен. А следствие одно – обсуждать технологические аспекты развития бессмысленно. То, что вызывает во мне как в инженере и программисте восторг, совсем не обязательно будет иметь рыночный успех. И наоборот. Компьютер без жесткого диска? Вряд ли. Невыгодно. Компьютер – это Сеть? Да, ибо интернет помогает продавать. И не только компьютеры. GRID? Скорее всего да, если придумают красивый рекламный лозунг. Интересные технологические новинки ближайших прошлого и будущего? Таковых нет и не будет.
3. Когда-то считалось, что основной признак разума – это способность рассуждать логически. А потом Алан Тьюринг доказал, что в принципе можно построить машину, которая справится с любой задачей, если эта задача сводится к логическим рассуждениям. Возник естественный вопрос, а сможет ли машина мыслить? И, поскольку не удавалось найти общеприемлемое определение интеллекта, разума, мышления, Тьюринг придумал свой тест. С тех пор люди поняли, что логические рассуждения – это еще не весь разум и тем более интеллект. Что же до теста, он нуждается в уточнениях. Вопрос, сумеет ли программа успешно «притвориться» человеком, допускает три трактовки: а) для некоторых людей; б) для большинства ныне живущих людей; в) для поголовно всех ныне живущих людей.
В варианте (а) проблема уже решена и давно. Кое-кого вполне удается обмануть. В варианте (б) она действительно скорее всего будет решена в ближайшие 20–30 лет. В варианте (в) появление решения в исторической перспективе сомнительно. Программы обыгрывают людей в шахматы, но гроссмейстеры высшего ранга успешно и практически безошибочно различают партии, сыгранные человеком и сыгранные машиной. Автора «тьюринговской» программы эта программа не обманет. Но даже если и обманет, это будет необходимое, но недостаточное условие создания искусственного интеллекта.
Дело в том, что человек мыслит как угодно, но не логически. Логикой мы пользуемся только для того, чтобы что-то доказать (кому-то или себе самим). А размышляя, логикой мы лишь проверяем выводы, полученные неизвестно как. Элементарную с точки зрения компьютера задачу сложения двух четырехзначных чисел человек в уме решить либо вообще не в состоянии, либо будет решать в миллионы раз дольше, чем самый маломощный компьютер. Но вот сложнейшую и до сих пор окончательно не решенную машинными
средствами задачу узнавания лиц люди решают мгновенно. И быстрее, и точнее компьютера. Кстати говоря, задачу сложения, решая ее в уме, человек обычно сводит к узнаванию: он все равно мысленно представит себе эти числа написанными. Может быть, и удастся сымитировать интеллект. Но всегда останется вопрос: а во всех ли возможных случаях имитация будет вести себя так же, как интеллект истинный? Сымитировать же интеллект полностью, с самых основ, а не только функционально, невозможно, покуда мы не поймем, как работает настоящий интеллект. А до этого, сколько мне известно, далеко.
Эдуард Воронецкий, директор компании «К-Системс», производитель компьютерного оборудования под торговой маркой IRBIS
1. В этом году впервые на рынке появились компьютеры с двухъядерными процессорами. Это принципиально новый шаг в развитии возможностей ПК. В нашей линейке компьютеров IRBIS╝ есть системы на базе двухъядерных процессоров Intel и AMD.
Использование ПК на базе двухъядерного процессора дома позволит отказаться от приобретения нескольких отдельных устройств бытовой электроники (DVD-проигрывателя, проигрывателя компакт-дисков, игровой приставки и т.п.).
2. С первым утверждением пока нельзя согласиться. Считаю, что необходимость в ПК совсем не исчезнет. Человеку нужно, чтобы часть его данных оставалась доступной только ему, а это возможно, только если такая информация будет храниться на носителе его персонального компьютера. Конечно, в некоторых случаях более продуктивно работать с общими, сетевыми ресурсами. Сейчас это направление быстро развивается, его поддерживает технология «клиент – сервер». Для работы с офисными приложениями и интернетом используются терминалы – устройства без жестких дисков, работающие с ресурсами сервера, вне зависимости от степени его удаленности: сервер может находиться как в соседней комнате, так и в другой стране, для эффективной работы необходим только устойчивый канал связи.
Как показывает практика, подобные решения сейчас очень востребованы, например, в нашей компании около 80% офисных сотрудников работают на терминалах Termin нашего производства.
А вот преградой на пути к реализации сетевого проекта GRID является отсутствие надежных каналов связи. Если наука позволит в качестве «проводника» использовать воздух или атмосферу, то проект имеет шансы быть реализованным.
3. Загадывать на столько лет вперед сложно. Думаю, что такое возможно. Однако возникает вопрос – на какой уровень человеческого интеллекта должен будет равняться компьютер?..