Принцип «платит инициатор звонка» принят во всем мире. Кроме России, где весьма развитые и процветающие телекоммуникационные компании никак не могут, даже с помощью государственных органов, договориться о единых правилах игры.
Цель законодателей благая: абонент должен платить только за те вызовы, инициатором которых он является; если звонят ему, то он ничего не платит. Все сложности реализации этого процесса можно разделить на три неравные части. Первая и основная «головная боль» – межоператорские соглашения. Это для пользователя звонок с городского телефона на мобильный – простое занятие. На самом деле он проходит по сети оператора фиксированной связи, потом через специальный шлюз передается на сеть оператора мобильной связи и только после этого сотовый терминал показывает сигнал вызова. Сейчас сотовые операторы больше всего заинтересованы в том, чтобы поддерживать такие шлюзы – в большинстве случаев они берут с клиентов деньги за любой тип вызова (как входящий, так и исходящий), поэтому инвестиции в такие «стыки» достаточно быстро окупаются. С принятием новых поправок ситуация кардинально изменится – теперь фиксированным операторам в шлюзы придется инвестировать с «сотовиками» паритетно, да еще и модифицировать уже заключенные договора, чтобы договориться о том, какую часть от цены исходящей минуты они будут платить сотовым операторам за «принятие» звонка.
Этот механизм называется «компенсация». Его принципы еще только должны быть созданы. За основу можно, конечно, взять взаимоотношения между сотовыми операторами, где такие механизмы действуют, – если в тарифном плане существует строчка «все входящие с мобильных бесплатно», то это говорит о наличии системы взаимозачетов. То есть крупные сотовые операторы рассчитывают, к примеру, раз в месяц объем входящего и исходящего трафика в обоих направлениях и определяют, в зависимости от разницы этих показателей, кто кому сколько денег за звонки должен. Аналогичные взаимозачеты действуют между крупными интернет-провайдерами – только здесь единой мерой выступают не минуты, а интернет-трафик. Возможно, для этой цели будет создан базовый оператор, который будет учитывать все звонки через операторские стыковочные узлы. Но в этом есть определенная доля сомнения – у такого оператора должны быть свои центры контроля в большинстве субъектов Федерации, строительство которых тоже не очень быстрый процесс. А вот аренда под единым зонтичным брэндом – вполне возможный вариант.
Вторая проблема – биллинг, правильность взаиморасчетов. Если у сотовых операторов современные системы учета финансов пользователей существуют с самого начала, то фиксированным операторам это еще только предстоит создать. Причем создавать надо будет оперативно и инвестировать значительные средства, поскольку требования к этим системам, которые предъявляют государственные органы, самые жесткие. Помимо всего прочего, такой биллинг не сможет в полную силу работать на старых линиях связи и дополнительно необходимы будут средства для цифровизации аналоговых каналов связи.
Третья проблема – вопрос тарифных планов. Учитывая опыт Украины, где около года назад были введены бесплатные входящие, у операторов может возникнуть соблазн приподнять стоимость минуты разговора при исходящем звонке, чтобы таким образом компенсировать возможные потери от недоговоренности ситуации с операторами фиксированной связи. А операторы фиксированной связи вынуждены будут достаточно четко представить тарифы на звонки с городского телефона на сотовый, чего до сих пор не существует. Все это может негативно сказаться на количестве потребленных пользователями минут, а также на показателе ARPU (среднемесячный доход с одного абонента), который и без того снижается.
В итоге ситуация пока, по меньшей мере, неопределенная. Операторы формально готовы исполнить подобные поправки, но на практике дополнительные затраты понесут все. Единственные бесплатные входящие, которые пока организованы для всех абонентов сотовых сетей, – пятисекундный интервал в начале разговора, таково требование федерального законодательства. Будет ли продолжение – покажет время.