С этого еще каких-то 5–7 лет назад начиналось наступление карманных ПК. Теперь эти цифровые устройства стали еще более компактными и функциональными.
Источник: альбом «One Digital Day», Intel
Противоречивые данные о динамике рынка карманных портативных компьютеров (КПК, или «наладонников») стали уже вполне привычными. Однако, похоже, что проблема здесь не столько в отсутствии достоверной статистической информации, сколько в ее избытке и, как следствие, – в ее интерпретации.
Так, в официальном пресс-релизе торговой сети «Белый ветер – ЦИФРОВОЙ» (входит в состав концерна «Белый ветер»), посвященном итогам работы в первом полугодии 2005 года, отмечается, что «в противовес общемировой тенденции падения спроса на карманные портативные компьютеры продажи КПК в России постоянно растут». По итогам собственного исследования потребительских предпочтений по различным категориям товаров аналитики компании отмечают, что в первом полугодии 2005 года объем продаж этих устройств в штуках увеличился на 87% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидером остаются КПК iPAQ с 65-процентной долей от общего объема продаж КПК. Потребители отдают предпочтение высокопроизводительным карманным компьютерам с хорошими функциональными и технологическими возможностями. В общем объеме продаж карманных компьютеров в июне 2005 года доля КПК стоимостью от 300 до 500 долл. составила 51%; стоимостью 500–700 долл.– 34%. Несмотря на сильные позиции устройств на базе Windows Pocket PC, постепенно растет спрос на КПК на базе Palm OS. Резко увеличивается процент использования карманного компьютера как GPS (global position system)-навигатора.
По оценкам исследовательской группы SmartMarketing, общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке за I и II кварталы 2005 года составил 119973 штук, что составляет прирост в 48% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (57560 штук). При этом рыночная доля сегмента на основе операционной системы Symbian OS увеличилась до 49,4% (с 23,7% за аналогичный период 2004 года); рыночная доля устройств с операционной системой PalmOS, наоборот, снизилась (с 37,5% до 15,8%); доля рынка Windows Mobile изменилась незначительно (38,3% в I полугодии 2004 года, 34,8% – в I полугодии 2005 года). Абсолютные объемы продаж значимо возросли в сегментах Windows Mobile и Symbian OS.
Пять крупнейших производителей КПК и смартфонов на российском рынке по итогам I полугодия 2005 года (перечислены в алфавитном порядке): 1 – High-Tech Computers; 2 – HP; 3 – Nokia; 4 – Palm, Inc.; 5 – Rover Computers.
«Результаты первого полугодия 2005 года демонстрируют, что рынок карманных компьютеров сумел адаптироваться к изменениям приоритетов на потребительском рынке, – подчеркивает Игнатий Киппельман, ведущий аналитик группы SmartMarketing. – Несмотря на доминирование во втором квартале сегмента смартфонов и коммуникаторов, отмечается рост продаж традиционных КПК, которые на сегодня привлекают покупателей более развитыми техническими характеристиками. Так например, по нашим оценкам, на долю моделей с высоким разрешением 640x480 пришлось более 37% всех продаж устройств такого типа».
В то же время оказывается, что эта чисто российская, вроде бы, тенденция находится вполне в русле общемировой. Во всяком случае, ни о какой стагнации, а тем более «общемировой тенденции падения спроса на карманные портативные компьютеры» говорить не приходится. Более того, по предварительным данным компании Gartner, мировые поставки «наладонников» увеличились в I квартале нынешнего года на 25% по сравнению с тем же периодом 2004 года. Одним из основных факторов роста стала популярность приложений беспроводной электронной почты. Средняя стоимость КПК возросла на 15% (до 406 долл.), а лидером рынка (20,8%) стала компания Research in Motion (RIM), поставившая 711 тыс. устройств BlackBerry, что на 75,6% больше, чем в 2004 году. Поставки palmOne (этой компании принадлежит 18% рынка), составившие 615 тыс. штук, уменьшились на 26,3%. Доля рынка КПК от компании Hewlett-Packard составила 17,6%. Компанией продано 601 тыс. устройств, что на 4,4% больше, чем в I квартале 2004 года. Лидером в области операционных систем стала компания Microsoft, далее следуют RIM и Palm OS.