Дмитрий Каменский: 'Происходило искусственное повышение эффективности IP-телефонии, и создавался миф о том, что IP-телефония очень дешевая'.
Фото пресс-службы Lucent Technologies
– Дмитрий, уже сегодня во всем мире около 30% международного голосового трафика передается по IP-сетям. Каковы, на ваш взгляд, причины, по которым меняется отношение операторов и системных интеграторов к мультисервисным сетям?
═
– Если говорить о ситуации во всем мире, то с технологической точки зрения это стало возможно вследствие того, что несколько лет назад было построено большое количество волоконно-оптических сетей на основе оборудования спектрального уплотнения. Появился колоссальный избыток пропускной способности на магистральных сетях, необходимый для передачи голоса, видео и данных в режиме реального времени при использовании IP-протокола.
Конвергенция выгодна и операторам: им дешевле и удобней объединить разнородные сети в единую инфраструктуру и использовать ее для всех видов сообщений. При этом снижаются расходы на эксплуатацию сети за счет передачи всех видов трафика по единой инфраструктуре, упрощается разработка и внедрение новых услуг и появляется возможность привязать к себе пользователя, предоставляя ему все виды услуг в одном пакете.
═
– Насколько эффективны сегодня инвестиции по внедрению таких сетей?
═
– Нельзя однозначно утверждать, что инвестиции в строительство мультисервисных сетей всегда экономически эффективны. Это нужно просчитывать для каждого конкретного случая. Но уже есть примеры прибыльных проектов, например у испанского оператора Telefonica. В марте 2004 года Lucent и Telefonica приступили к развертыванию мультимедийной широкополосной сети и предоставлению пакета услуг Imagenio в крупнейших городах Испании. Сейчас уже более 40 тысяч абонентов Imagenio пользуются услугами IPTV и высокоскоростного доступа в интернет, что гарантирует оператору лидерство в этом секторе рынка. Другой пример – конвергентное решение для голландского оператора KPN, которое помогло с наименьшими затратами реализовать услугу по передаче голоса по цифровой абонентской линии (VoDSL) и оптимизировать интегрированную передачу голоса и данных в своей широкополосной сети. Внедрение этого решения обеспечило исключительную экономию для KPN и позволило компании сформировать конкурентное предложение по интегрированной широкополосной передаче голоса и данных по DSL для малого и среднего бизнеса.
═
– Представители VoIP-компаний, действующих в России, считают, что в постановлении правительства РФ от 28 марта 2005 года, вводящем в действие инструкцию «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», просматривается явный лоббизм интересов «телекомовских монополистов» (Антон Носик). По мнению экспертов, эти правила фактически запрещают оказание услуг IP-телефонии, устанавливая для них заведомо невыполнимые обязательства и ограничения. Как вы считаете, каковы, в связи с этим, перспективы развития мультисервисных сетей в России и, в частности, бизнес-ситуация с концепцией triple play? Возможно ли в такой ситуации говорить о серьезных амбициях предложения «большой шлем» (grand slam), объединяющего передачу голоса, данных, видео и мобильность?
═
– На мой взгляд, существующее мнение о том, что в инструкциях просматривается лоббизм интересов «телекомовских монополистов», неверно. До принятия инструкций о «Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» на рынке существовало неравенство: предоставление услуг традиционной телефонии регулировалось, а IP-телефонии – нет. Таким образом, происходило искусственное повышение эффективности IP-телефонии, и создавался миф о том, что IP-телефония очень дешевая. Но чудес не бывает. Затраты на строительство сети для предоставления услуг IP-телефонии не меньше затрат на развертывание традиционных сетей. Весь выигрыш заключался в том, что услуги IP-телефонии были нерегулируемыми, поэтому операторам не нужно было платить, например, за «приземление» трафика. И, возможно, правильно, что на начальном этапе предоставление услуг IP-телефонии не регулировалось. Ведь тогда не было бы скачка в развитии этого бизнеса. «Правила присоединения...» ни в коей степени не ограничивают развитие мультисервисных сетей в России. Наоборот, они дают возможность предоставлять услуги связи на базе любой технологии. Главное – оператор должен придерживаться этих «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействий».
═
– Кто сегодня основной покупатель предложений по созданию мультисервисных сетей?
═
– Прежде всего фиксированные операторы. В России фрагменты мультисервисных сетей построены фактически всеми операторами, входящими в «Связьинвест». Особенность российского рынка в том, что наши операторы в отличие от западных поставляют мультисервисные услуги в основном корпоративным абонентам, а не индивидуальным пользователям.
═
– Известно, что в своей деятельности Lucent Technologies опирается на результаты научно-исследовательских работ одного из лидеров в создании решений для IPTV – компании Bell Labs. Какие разработки там сейчас ведутся в этом направлении?
═
– В Bell Labs была разработана система mPhase TV+, представляющая собой третье поколение решений IPTV, с помощью которой обычная телефонная сеть превращается в прибыльную систему телевизионного вещания и доставки широкополосных интернет-услуг. Внедрив mPhase TV+, операторы получают возможность предоставлять зрителям интерактивные, персонализированные услуги, которые можно будет принимать на любое пользовательское устройство.
Сейчас ведутся работы по созданию систем передачи телевизионного сигнала в мобильных сетях связи. Специалисты Bell Labs пытаются найти решение, которое позволит обеспечивать стабильно высокое качество данной услуги при низкой полосе пропускания.
Что касается конвергенции, то Bell Labs принадлежит ведущая роль в разработке стандартов и архитектуры IMS (подсистема IP-мультимедиа). IMS – платформа, которая позволяет осуществить конвергенцию мобильных и фиксированных сетей связи. А это больше, чем конвергенция голоса, видео и данных. Это дает абонентам возможность получать персонализированные услуги в едином пакете в удобной для них форме и в любом месте, получать единый счет и пользоваться единой сервисной службой. Так, в феврале нынешнего года на 3GSM Конгрессе Lucent представила шесть новых программных технологий, разработанных Лабораториями Белла для создания и доставки персонализированных мультимедийных услуг. Разработки интегрированы в подсистему Lucent IP-мультимедиа (IMS) и являются частью нового уровня расширения сервисных возможностей (Service Enhancement Layer), дающего решению Lucent IMS существенные преимущества перед другими реализациями IMS.