Объем российской недельной интернет-аудитории.
Источник: J’son&Parthners
Количество пользователей рунета (русскоязычной части интернета) переходит в качество. Согласно исследованиям аналитического агентства J'son&Partners, в России продолжается рост доходов от услуг доступа в интернет и передачи данных, несмотря на замедление темпов роста интернет-аудитории.
В первом полугодии 2005 г. в российском сегменте интернета произошло существенное замедление темпов роста аудитории. Эта тенденция прослеживается как в динамике посещаемости ведущих интернет-порталов, так и в результатах офлайновых социологических исследований. По данным J'son&Partners, рост посещаемости «большой тройки» порталов (Яндекс, Mail.Ru и Рамблер) снизился с 60% в годовом исчислении в I половине 2004 г. до 30% во II квартале 2005 г. (по сравнению со II кварталом 2004 г.). Результаты опросов, проводимых фондом «Общественное мнение», также показывают замедление роста количества пользователей интернета – в двух замерах 2005 г. прирост недельной аудитории составил 25–30% в годовом исчислении против 46% в среднем по четырем замерам 2004 г.
Видимо, падение посещаемости связано как с плохой телефонизацией российских регионов (количество «проводных» пользователей почти в два раза ниже количества абонентов сотовой связи), так и с тем, что в российском сегменте глобальной сети интернет до сих пор не реализованы адекватные механизмы интернет-торговли и электронных транзакций. Это в определенной степени снижает привлекательность интернета как информационной среды для большинства пользователей. Таким образом, рост российской интернет-аудитории в 2005 г. составит 24%, и к концу года регулярная (недельная) аудитория достигнет всего 9,8 млн. человек – по численности это даже меньше населения такого мегаполиса, как Москва.
В данном случае снижение темпов роста интернет-аудитории свидетельствует о сокращении неудовлетворенного спроса на доступ в интернет. Это не означает прекращения роста – он будет продолжаться за счет изменений структуры занятости, распространения высшего образования, вступления в активный возраст новых «интернетизированных» поколений. Однако рост этот, особенно без поддержки государства, очень медленный – государственная программа по интернетизации школ все еще не работает на практике.
По состоянию на июнь 2005 г. российская недельная интернет-аудитория составляла около 7,6 млн. человек, что на 30% выше показателей середины 2004 г., но на 4% меньше, чем в конце 2004 г. В последнем случае речь идет о традиционном летнем спаде, связанном с сезоном каникул и отпусков. Осенью ожидается столь же традиционный скачок интернет-аудитории с прибавлением до 2 млн. новых активных пользователей, подключенных в основном через dial-up (дозвон через модем).
А вот доходы от услуг передачи данных и доступа в интернет растут. По оценке JP, объем рынка услуг доступа в интернет и передачи данных (без учета межоператорских услуг) составил в 2004 г. 1,02 млрд. долларов, рост рынка – 57%. Высказывавшиеся ранее прогнозы о снижении в 2004 г. темпов роста рынка (до 20–30%) не оправдались. Значительный рост наблюдается во всех сегментах, особенно в сегментах «домашнего» широкополосного доступа и мобильного интернета.
Достаточно высокие темпы роста поддерживаются и в 2005 г. В I квартале доходы от услуг передачи данных и доступа в интернет выросли на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 350 млн. долларов. Всего за год рост рынка услуг передачи данных и доступа в интернет составит 46% и достигнет 1,5 млрд. долларов, однако это будет достигнуто в основном за счет корпоративных, а не частных пользователей. Также в 2005 г. замедление роста аудитории и снижение тарифов будет компенсироваться ростом трафика (примерно в 2 раза ежегодно) и распространением повсеместного использования интернета (не только в офисе – с помощью проводных сетей, но и дома – с использованием домашних проводных сетей или доступа по ADSL, на даче – через радиодоступ, в транспорте – с помощью сотовых телефонов по протоколам GRPS или EDGE).
Тем не менее услуги доступа в интернет и передачи данных становятся одним из локомотивов общего роста телекоммуникационной индустрии. Так, по официальным данным, документальная электросвязь обеспечивает более 20% общего роста доходов телекоммуникационной отрасли, уступая по этому показателю только сотовой связи (на которую приходится почти 50% роста).