Председатель совета директоров холдинга 'Евросеть' Евгений Чичваркин компьютера на рабочем столе не имеет и в костюме на работу никогда не ходит. Что, впрочем, не помешало его компании в первом полугодии получить прибыль 960 миллионов долларов.
Фото ав
– Евгений, какую цель ставила перед собой компания, когда было принято решение открывать салоны за рубежом?
═
– Выход на рынки Украины и Казахстана мы осуществили в декабре 2004 года – тогда пришло понимание, что рынки этих стран, с одной стороны, только развиваются (задержка по отношению к России составляет от 2 до 10 лет), а с другой, достаточно перспективны. Тем более что население, к примеру, на Украине или в странах Балтии проживает достаточно компактно, поэтому охватить их нашими торговым точками зачастую более выгодно, чем делать это в России. Также там пока низкое проникновение сотовой связи, да и большие торговые сети там отсутствуют как класс: самая большая сеть насчитывает чуть более 100 магазинов. (Для сравнения: в России торговые сети, которые называют себя «федеральными», обладают минимум 400 торговыми точками.)
═
– Значит ли это, что акцент в развитии вашей компании постепенно будет перемещаться за рубежи РФ?
═
– Не совсем так. Россия для нас по-прежнему остается ведущим регионом деятельности и основным источником положительных финансовых потоков. Из 1950 наших салонов в странах СНГ у нас сравнительно небольшой процент торговых павильонов: на Украине – 45 точек, в Казахстане – около 40, в Белоруссии – мы только начали. Но это перспективные проекты. В странах Балтии мы также готовы открывать свои магазины и это, очень может быть, случится еще до конца 2005 года.
═
– А как удается организовать сотрудничество с местными операторами сотовой связи на рынках стран СНГ?
═
– «Рабочий контакт», – я бы так сказал. Пока они воспринимают нас соответственно той доли рынка, которую мы занимаем на местном рынке. Конечно, в первую очередь получается договориться с российскими операторами, которые присутствуют в этих странах, потом и местные начинают «подтягиваться», видя, что мы пришли всерьез и надолго. Но это очень своеобразный процесс.
═
– Планируете ли вы покупать какие-либо торговые сети, чтобы «застолбить» за собой рынок как можно быстрее?
═
– На развивающихся рынках, какими являются рынки стран СНГ, купить можно торговую сеть исключительно из-за ее развитой филиальной сети и из-за пула постоянной клиентуры, из-за сильного брэнда. Однако ни одного подобного показателя у местных игроков нет. Поэтому нам проще и даже дешевле построить свои собственные торговые точки, нежели заниматься покупкой. При этом прежние торговые точки придется переводить на единую систему стандартов, персонал переобучать заново – нет, это не наш путь.
═
– Если возможно, ваш прогноз на развитие рынка сотовых телефонов в России на ближайшие 1–2 года.
═
– До конца 2006 года, по моим ощущениям, резкого спада продаж сотовых телефонов не будет – будет постепенное снижение в основном из-за насыщения рынка сотовой связи в стране. Однако надо учитывать тот факт, что покупка телефона на замену осуществляется абонентом раз в 18 месяцев, поэтому те клиенты, которые приобрели мобильный телефон в 2004–2005 годах, активно будут менять свои аппараты именно в 2007 году. Также надо отметить и снижение процентных ставок по кредитам для покупки мобильных телефонов – это сделает более доступным покупку нового телефонного аппарата.
Вместе с этим мы надеемся, что в 2007 году в России будут введены в эксплуатацию сети третьего поколения – 3G, а это совершенно новый рынок мобильных терминалов с огромным количеством функций, которые сейчас еще недоступны отечественным потребителям.