Оборот рынка 'серых' мобильников составляет миллиарды долларов в год.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Контрабанда – это бизнес, который существует целую вечность. Всегда будет выгодно платить меньше налогов и таможенных сборов, получая разницу «черным налом», до которого не докопаться никаким фискальным органам. В отношении сотовых телефонов этот бизнес выгоден вдвойне – часто небольшой по габаритам мобильник может стоить как огромная плазменная панель. В связи с недавними арестами крупных партий мобильных телефонов на таможенных терминалах России (цена вопроса измеряется в тоннах – 300 тонн конфискованных мобильников!), этот вопрос приобретает необычайную остроту, так как из-за конфискаций на границе повышаются цены в рознице.
Официальная таможенная пошлина на новые ввозимые сотовые телефоны составляет 20% плюс НДС. Однако если количество товара занизить или перевести его в другую категорию, то пошлину можно уменьшить в несколько раз, а при грамотной «работе» с таможенным инспектором и вовсе сократить практически до нуля. Чем, собственно говоря, и пользовались контрабандисты не один год.
«Серый» телефон сейчас очень сложно отличить от «белого» – у него тоже есть гарантия для России, его ремонтируют авторизованные сервис-центры, есть инструкция на русском языке и на корпусе есть все необходимые атрибуты с наклейками Ростеста... Но за него не платили таможенных пошлин, однако об этом пользователю, ясное дело, просто неизвестно.
Точную цифру присутствия именно таких «серых» телефонов на росссийском рынке сейчас назвать невозможно, есть только экспертные оценки: от 9–10 до 90% (мнение председателя Конфедерации по защите прав потребителей Дмитрия Янина). В любом случае доля контрабанды в новых поставках до августа 2005 года была достаточно большой. Это позволяло компаниям, даже устанавливая хорошую наценку на каждый мобильник, получать в итоге не очень высокую цену и быструю оборачиваемость капитала. Причем, как правило, при реализации «серых» таможенных схем всю ответственность за растаможку несет зарегистрированная на подставное лицо компания-однодневка, а конечный покупатель (к примеру, крупная розничная сеть) выступает в качестве ее добросовестного контрагента.
15 августа 2005 года все тщательно спланированные схемы для переправки сотовых телефонов через госграницу России потерпели крах. Все изначально задумано было достаточно просто: крупный ритейлер договаривается с производителем об объемах, сроках и цене поставок. Исходящий груз обычно приходил из Германии и Финляндии. Далее ритейлер договаривается с импортером о доставке товара с дистрибьюторского склада из страны производства в Россию и растаможивании партии по месту реализации. После этого товар перемещали на оптовый склад, откуда ритейлер его и забирал, оплатив стоимость товара. В результате ответственность за прохождение таможни реально не несет ни производитель, ни ритейлер. За это отвечает импортер, который при использовании «серых» схем поставок, как правило, оказывается фирмой-однодневкой («бабочка»). Получателями же сотовых телефонов выступают компании, зарегистрированные, как правило, по утерянным паспортам. От них трубки поступают на оптовые склады, откуда уже – в салоны сотовой связи.
Таким образом, производитель и ритейлер от любых телодвижений правоохранительных органов не зависели – их деятельность абсолютно законна и легальна. А «под раздачу» попали именно импортеры: в сообщениях информационных агентств – в качестве подозреваемых фигурируют руководитель ООО World air transport (WAT) Яков Ардашников и директор компании «РУС-опт» Михаил Свинцов.
Издержки продавцов на этом рынке минимальны. В отличие от тяжелых и громоздких холодильников или стиральных машин, которые к тому же никто не меняет два раза в год, телефоны легки, компактны и быстро выходят из моды, постоянно требуя замены. В итоге обороты продавцов растут как на дрожжах. Оборот всего рынка мобильных телефонов, по данным Росстата, составил в прошлом году 3,55 млрд. долларов. И все это время таможня по какой-то «странной» причине не видела миллиардный рынок в упор.
Но тут надо сделать одно замечание. Продажа мобильных телефонов – бизнес сравнительно малоприбыльный, доходность на нем исчисляется процентами, и при резком падении оборотов продавцу трубок очень легко обанкротиться, каких бы солидных масштабов ни достигала его деятельность (яркий пример – компания «Техмаркет»).
По мнению аналитиков, в итоге, когда ситуация исправится (к началу ноября, когда поставки в оптовых каналах снова наладятся), цены все-таки будут повышены в среднем на 20% от докризисного. Дальнейший рост цен вероятен только для топовых моделей – такие аппараты всегда в дефиците, особенно в сложившейся ситуации, что может поднять цены на них до уровня в 40–50%. По сути, Россия перестанет быть страной с одним из самых привлекательных рынков для мобильных телефонов, с низкими ценами.
Основная задача продавцов в настоящее время – договориться с Государственным таможенным комитетом об условиях прохождения товара через границу. Судя по всему, подобный диалог между, скажем, «Евросетью» и ГТК уже начался, потому что «Евросеть» заявила о выходе на внешний рынок. В ближайшем будущем прогнозируется стабилизация рынка, чего не скажешь о ценах. По мнению Эльдара Муртазина, аналитика Mobile Research Group, общий рост цен даже после урегулирования текущего кризиса составит в среднем 30–35% и будет обусловлен желанием компаний максимально избавиться от оптового направления, компенсировать потери, связанные с конфискацией товара. Несколько более пессимистичен Элдар Разроев, президент сети салонов связи «Евросеть», по его мнению, рост цен может составить 30–40%.