Производство современных микропроцессоров – технология сродни сюжетам из научно-фантастических романов.
Фото PetraSoft
Одним из самых знаковых событий нынешнего лета для всей отрасли ИТ, если не самым знаковым, стало известие, что легендарная компания Apple переходит на процессоры Intel. Об этом объявил на конференции Apple's Worldwide Developer Conference глава Apple Стив Джобс. Тот, кто «в курсе», может дальше не читать – для него все уже сказано. Но неумолимая статистика свидетельствует – во всем мире наберется едва 2–3% пользователей, работающих на ПК «Макинтош», а в России и того меньше: например, за весь 2003 год в нашей стране было продано всего около 8000 компьютеров от Apple. Так в чем тогда проблема?
А в том, что «яблочная» компания многие десятилетия является законодателем мод в компьютерной индустрии. Далеко не все ее начинания принесли ей успех с коммерческой точки зрения, но парадоксальность ситуации именно в том, что любые серьезные телодвижения на компьютерном рынке всегда совершались с оглядкой на Apple. Вы не знали, например, что интерфейс Windows был заимствован у системы Apple Lisa (а той, в свою очередь, у компании Xerox, но это совсем другая история)? Еще Windows 1.0 (1985) оказалась поразительно похожа на Mac OS, и Джобс тогда выразился примерно так: «GUI (Graphic User Interface – графический интерфейс пользователя) – это, конечно, всеобщее будущее. Но если впереди лежит так много всего нового, то почему же Microsoft попросту скопировала нашу Lisa?»
Справедливости ради надо сказать, что вопреки распространенному мнению в свое время Microsoft купила у Apple лицензию на элементы графического интерфейса, а не просто заимствовала их. Но «рабочий стол», «корзина», технология drag&drop – это далеко не все, чем нас одарила компания, названная в свое время в честь Apple Corp, звукозаписывающего лейбла, основанного знаменитой четверкой Beatles. Вот достижения Apple навскидку: использование ПК как инструмента для обработки изображений, верстки и художественного дизайна (Photoshop и подобные программы были первоначально написаны исключительно для Mac), карманные компьютеры (Apple Newton), интерфейс Fireware, полупрозрачный дизайн разных hi-tech продуктов (присмотритесь к своей мыши), организация самого успешного платного музыкального сервиса online (iTunes и плейер iPod) и т.д. Не будет преувеличением утверждать, что и интернет-браузер для Mac (Safari) явился прототипом всех современных альтернатив Internet Explorer (Firefox, Opera, последние версии Netscape).
Следует отметить одну особенность продукции Apple, которая в значительной степени и по сей день обеспечивает ей популярность среди поклонников – фантастическую надежность и простоту использования. Подключаемое оборудование всегда работает, как часы, зависание программ – почти гарантийный случай, никаких «синих экранов» не допускается. Причина этого, впрочем, понятна – Apple всегда использовала узкий круг тщательно отобранных и протестированных комплектующих, ни о какой «красно-желтой» «наколеночной» сборке и речи идти не могло.
И все это великолепие всегда было основано на платформе, альтернативной интеловским процессорам: сначала это была серия 6800 фирмы Motorola (знаменитый Apple II на процессоре 6820, сконструированный еще собственноручно Стивом Возняком), потом к ней добавился нолик (Motorola 68000), а в начале 90-х Apple, IBM и Motorola организовали альянс, в результате которого родился процессор Power PC.
Процессор очень хороший, но сложилось так, что интересы фирмы Motorola ушли в сторону контроллеров и мобильных технологий, и развитие Power PC осталось целиком на совести IBM. А кроме Apple с ее пусть и концептуальными, но стабильными 2–3% рынка ПК никто фактически этот процессор и не использовал. И IBM стало неинтересно – хотя еще процессор для Mac G4 с его максимум 1,4 гигагерцами по производительности примерно равнялся 2,5–2,8 гГц Pentium, но развитие Power PC откровенно тормозилось. И учитывая традиционно более высокую цену «макинтошей», Apple стала терять даже своих традиционных клиентов из художественно-дизайнерских кругов – начиная приблизительно с Pentium II (конец 90-х) графические возможности Mac и PC постепенно сравнялись.
Вот в таком контексте и произошло то, что произошло. Любопытен тут вот какой момент. Хотя Джобс и декларировал, что операционная система Mac OS X будет по-прежнему выполняться только на компьютерах производства Apple, пусть и с интеловским процессором, но не очень понятно, как именно он собирается добиться такой эксклюзивности. Если же хоть раз удастся добиться запуска Mac OS на обычном РС, то можно считать, что компания Apple как производитель компьютеров скончалась – в конце концов, и у последних Mac'ов, кроме процессора, никаких других отличий от PC с технической точки зрения нет. Поживем – увидим?