Большая тройка российских сотовых операторов – МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» – начала вносить информацию о должниках в единый черный список.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Три основных российских сотовых оператора – МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» – начали вносить информацию о должниках в единый черный список. То есть это только раньше можно было запросто выкинуть «симку» с долгами и купить новую – при этом операторы в основном отделывались угрозами, а то и вовсе молчали, в зависимости от суммы, конечно. Теперь все иначе.
Попадание в такой список грозит проблемами в будущем – к примеру, когда вы захотите купить что-нибудь в кредит, вот тут-то и оживет призрак выкинутой когда-то SIM-карты. Любой подключенный к системе банк, начиная с сентября 2005 г., заглянув в черный список, скорее всего откажет вам в предоставлении кредита.
Около 20–22 млн. долларов в год, по оценкам операторов «большой тройки», недоплачивают клиенты операторам «большой тройки» в России. Те из вновь подключившихся, которые окажутся злостными неплательщиками, будут автоматически, посредством билинговой системы, пополнять базу данных. Ежемесячно число таких недобросовестных клиентов может составлять от 2–6 тыс. человек по всей России.
Такие клиенты будут браться под жесткий финансовый контроль: например, при доступе к роумингу должны будут вносить значительные депозиты, лишаться права на микрокредитование. Причем для включения в БД размер задолженности не имеет значения, имеет значение срок неплатежа – все будет осуществляться в режиме он-лайн, билинговая система считывает информацию и отправляет в базу автоматически, без участия человеческих ресурсов. «ВымпелКом» будет считать злостными должниками тех, кто не оплатит счет в течение 60 дней (для кредитных тарифов) или 30 дней (для предоплаченных) с момента его выставления. А МТС и «МегаФон» установили единый срок 60 дней для всех форм оплаты.
Кстати, если клиент после включения в такую базу все-таки оплатил счета, то его все равно оттуда не уберут – данные о финансовой недисциплинированности клиента – дате, сумме и времени задолженности сохраняются, включая и тот факт, что он все-таки произвел полный расчет. Фактически будет формироваться история неплатежей. На это стоит обратить внимание клиентам, которые намерены поддерживать свою положительную кредитную историю.
Надо отметить, что подготовка к формированию объединенной базы данных просроченной задолженности велась в течение трех лет. Новая система получила условное название D-Telecom, а ее администратором является Некоммерческое партнерство «Национальное кредитное бюро». Среди учредителей бюро – Торгово-промышленная палата России и российское представительство международного кредитного агентства Dun&Bradstreet.
База данных, по условиям соглашения, недоступна даже никому из участников – проверка абонентов производится исключительно методом прямой сверки группы уникальных признаков клиентов по полному совпадению. Для частных пользователей это – фамилия, имя и отчество, данные паспорта; для юридических – название, ИНН и т.д. Кстати, по условиям соглашения к системе могут быть подключены и другие участники, в том числе и другие сотовые операторы, коммерческие банки, крупные торговые компании. Но, чтобы это произошло, свое согласие должно высказать большинство нынешних участников.
Однако есть и спорные моменты в этом проекте. Во-первых, сами должники доступа к базе данных не получают и даже не могут уточнить факт своего попадания или непопадания в эту «долговую базу данных». Во-вторых, пока нет данных о том, что для попадания предусмотрена какая-то нижняя граница задолженности – таким образом, теоретически пользователя могут внести в эту БД даже за 20–30 центов отрицательного баланса на давно выброшенной симке. В-третьих, официально система начала действовать с июня 2005 года, одновременно с вступлением в силу закона «О кредитных историях», и данные о неплатежах могут быть переданы только для новых пользователей. Однако старых должников, по утверждениям операторов, это ни в коей мере не спасет от возмездия, единственное утешение – уведомление о факте включения в базу. Правда, на каком основании это будет сделано, пока непонятно: по старым договорам передавать учетные данные абонента сторонним компаниям оператор не имеет права. В-четвертых, нет системы информирования абонентов о том, какие контракты на него открыты (конкретно номера телефонов) и сколько из них надо проплатить до нулевого баланса для отсутствия долга.