Теперь можно будет через всю жизнь пронести свой единственный и неповторимый телефонный номер.
Фото PetraSoft
В минувшем месяце министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман на слушаниях в Госдуме заявил, что его министерство в 2005 г. планирует закрепить за сотовыми абонентами право сохранять номер при переходе от одного оператора к другому. Рейман отметил, что Мининформсвязи будет работать над тем, чтобы правила оказания услуг подвижной связи, а вместе с ними и услуга сохранения номера за абонентом появились в России уже в текущем году.
Оператор вправе сохранять инвестиции в известность своего мобильного номера, и поэтому ему должна быть предоставлена услуга MNP – «Mobile number portability», или «Переносимость мобильного номера». Суть состоит в том, что абонент мобильной или фиксированной связи получает возможность сохранения мобильного номера при переходе от одного оператора к другому.
Не очень довольны такой возможностью операторы сотовой связи – это добавляет им головной боли по удержанию существующих абонентов. С отладкой и введением в строй услуги MNP рынок мобильной связи может существенно изменить свою географию, также возможны более массовые явления миграции абонентов в сторону более дешевых и привлекательных тарифов, причем эти миграции могут быть сезонными.
Проблема внедрения MNP имеет несколько аспектов. Первый – маркетинговый. Дело в том, что при внедрении подобных систем наряду с либерализацией регулирующие органы всегда вводят заградительные тарифы или процедуры, которые защищают от демпинга. К примеру, можно ввести недельный период перерегистрации, плату в 25–50 долл. единовременно скажем, 10 долл. будет платить оператор, принявший абонента, тому оператору, от которого абонент ушел, – своеобразные отступные.
То есть воспользоваться таким предложением смогут в основном пользователи «среднего класса» – те, кто платит своей сотовой компании 15–70 долл. в месяц. Таковых примерно 12–15% абонентской базы любого оператора. Конечно, и VIP-абоненты (в среднем 5% абонентской базы) смогут сменить своего оператора с сохранением телефонного номера, но, как показывает практика, это достаточно инертные потребители. А вот средний класс платит за свою связь сам – поэтому операторам придется кардинально пересматривать свои взаимоотношения с такой категорией абонентов. Придется вводить для них новые, более удобные тарифы (к примеру, в некоторых действующих тарифах одного крупного оператора сотовой связи до сих пор приходится платить за все входящие с мобильных телефонов). Также придется более внимательно работать в отношении стоимости звонков на любые мобильные телефоны внутри определенного региона – она должна быть стандартной и не очень большой, около 10–12 центов в минуту, включая налоги. Сейчас так и происходит, но при звонках внутри одного региона на номера домашнего оператора. Теперь придется все корректировать.
Второй аспект внедрения MNP – экономический и организационный: кто и сколько за это удовольствие будет платить? Начальные затраты на постройку новой инфраструктуры составят около 100–200 млн. долларов, что в масштабах страны, да еще разделенное на количество крупных операторов, не так значимо. Однако организационные моменты способны съесть очень много времени.
Надо отметить, что в действующем российском Законе «О связи» есть интересный пассаж в виде пункта 45.4 – «Абонент вправе требовать переключения абонентского номера, а оператор связи при наличии технической возможности обязан переключить абонентский номер на абонентскую линию в помещении, расположенном по другому адресу и находящемся во владении данного абонента. Переключение абонентского номера является дополнительной услугой». Как ясно любому юристу, это только декларация о намерениях – поскольку не описано то, что считается «технической возможностью». Нет обязательных для оператора норм типа «должен» или «обязуется» (кстати, нет и сроков) – только если есть возможность, а ее может и не быть. И оператор не обязан ее создавать – во всяком случае, пока. Таким образом, основа для сервиса есть, но необходимо согласовать эти вопросы в правительстве РФ и изменить условия лицензий действующих операторов связи, скорректировать ведомственные стандарты к техническому обеспечению и ПО – это может занять до года. Параллельно с этим надо будет создать общую базу телефонных номеров в едином центре. Далее – выбрать базового оператора, который будет центральным звеном в распределении звонков, поступающих на сотовые номера.
Уровень накала страстей в данном случае я даже не готов прогнозировать, поскольку это очень «хлебное» место, ведь за свои услуги по ведению единого реестра номеров и маршрутизации звонков такой оператор может требовать плату. После этого – унифицировать биллинговые системы для наилучшего обмена данными. Если придется передавать одного абонента от оператора к оператору, то необходимо создать унифицированные шлюзы, через которые можно «пропускать» данные об истории платежей каждого конкретного абонента без потерь. Сейчас это проблематично. Ведь каждый оператор сотовой связи, по сути, покупал или создавал уникальную систему по учету платежей для своих клиентов.
Как будет развиваться ситуация, покажет время. Главное вовремя прописать порядок реализации так нужного абонентам сервиса MNP.