Обычные мониторы вряд ли станут использовать новую технологию HDR (High Dynamic Range).
Фото «ИДДК»
Разработчикам из канадской фирмы Sunnybrook Technologies удалось сделать плоский дисплей с непревзойденной контрастностью – около 60 000/1. До сих пор ни одно из рукотворных устройств даже и близко не могло подойти к таким величинам: если контраст природного объекта может достигать 100 000 и более (белый песчаный пляж на фоне темной лесной опушки или снежный покров на фоне темной скалы), то слайдпроекторы в идеальных условиях дают максимум 10 000, лучшие (не рядовые) мониторы – 2000–3000, а в быту приходится удовольствоваться контрастами 300–400 (телевизоры) или вообще несколько десятков (фотографии на бумаге).
Созданный в рамках новой технологии, которую разработчики назвали HDR (High Dynamic Range), прототип размером около 18 дюймов по диагонали дает несравненную по реалистичности картинку. Все старые способы воспроизведения изображения (обычные кинескопы, «плазма», традиционные ЖК-мониторы) спотыкались на том, что они не могли обеспечить одновременно совершенно черный фон в тенях и высокую яркость в светах. В Sunnybrook эту проблему обошли очень элегантно. Давно известно, как можно построить идеальный монитор: нужно взять матрицу из светодиодов, управляющихся индивидуально. Светодиоды могут обеспечить очень высокую яркость, будучи, естественно, совершенно черными в выключенном виде. Однако такая матрица не может обеспечить приемлемое разрешение, так как светодиоды имеют достаточно большой размер. Поэтому разработчики соединили в устройстве HDR две матрицы: одну суперконтрастную из светодиодов, но невысокого разрешения, и вторую – обыкновенную жидкокристаллическую, для которой первая служит подсветкой (в обычном ЖК-дисплее для этой цели устанавливают общую лампу – одну или две). Первая из матриц фактически воспроизводит черно-белую (яркостную) составляющую изображения, вторая дает высокое разрешение и цвет. Результаты превзошли все ожидания.
Применение новинке, без сомнения, найдется, но обычные мониторы вряд ли станут использовать такую технологию – трудно представить себе пользователя, который сможет долго высидеть за подобным дисплеем. В области мониторостроения есть реальные проблемы, но они пока не решаются никак. Обратите внимание: реальное (не интерполированное программно, а физическое) разрешение обычных бытовых принтеров давно достигло величин около 1200–2400 точек на дюйм (dpi). Это позволяет воспроизводить на бумаге линии порядка толщины волоса. А вот для мониторов разрешение уже более 10 лет застыло на отметке примерно 100 пикселей на дюйм (ppi) и никуда уменьшаться не собирается – примерно такое разрешение давали благословенной памяти матричные принтеры.
Любой, кто хочет рассмотреть на мониторе обычный чертеж в формате А4, не раз сталкивался с этой проблемой: даже не очень тонкие линии при масштабировании полностью теряются, отчего рассматривать приходится по частям. Будучи не в силах решить проблему, производители ее замалчивают. Зато производители видеокарт хвастаются друг перед другом количеством вершинных шейдеров в секунду, которые воспроизводятся в играх типа Quake.
Опомнитесь, ребята, – чтобы иметь действительно реалистичное изображение, одних вершинных шейдеров маловато, придется еще взять описанную выше разработку канадцев да соединить ее с технологиями формирования трехмерного (не суррогата в виде 3d, а именно трехмерного) изображения. Это очень нужное направление – но только одно из. А тем временем неплохо бы довести разрешение мониторов хотя бы до полиграфических 300 dpi – ну, чтобы «Независимую газету» без проблем на экране почитать┘