Экспансия в страны бывшего СССР – вполне естественное развитие для отечественных сотовых компаний.
Фото Сергея Кормихина
Отечественным сотовым операторам стало тесно в России – все чаще их взор устремляется на просторы стран СНГ, где еще огромное количество «немобилизованных» граждан готовы платить вполне хорошие деньги за качественную связь с родными и партнерами по бизнесу.
Еще в ноябре 2002 года МТС приобрела первые 57,7% акций компании UMC (один из двух крупных украинских операторов). Но настоящий прорыв случился в 2004 г. – 2 августа 2004 г. МТС приобрела 74% акций крупнейшего сотового оператора Узбекистана Uzdunrobita, а 30 августа «ВымпелКом» выиграл тендер на покупку 100% акций второго по величине оператора сотовой связи Казахстана – «Кар-Тел». Стоимость компании была оценена в 350 млн. долларов. И в завершение года «Альфа-Телеком» приобрел узбекского сотового оператора Buztel у Bakri Group (Индонезия). Buztel основан в 1996 г. и имеет лицензию на оказание услуг сотовой связи стандарта GSM-900 в Ташкенте, являясь одним из лидеров сотового рынка столицы Узбекистана.
Как отмечает аналитик компании J'son & Partners Ирина Астафьева, «поскольку у абонентов МТС есть льготные условия по роумингу на Украине, следовательно, «ВымпелКом» также будет стремиться нивелировать это конкурентное преимущество и не только на Украине, но и других странах СНГ».
Экспансия в страны бывшего СССР – вполне естественное развитие для отечественных компаний. Крупные сотовые компании хотят стать «всесоюзными». Дело в том, что по площади и расстояниям некоторые страны СНГ – Украина, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Армения – гораздо интереснее, чем отдельные регионы России: на небольшой территории живет значительная часть населения, в то время как в России все «разбросано» на огромной территории, покрыть которую базовыми станциями нелегко, да и по большому счету не нужно.
Статистические показатели говорят сами за себя: за два года работы UMC со времени ее приобретения компанией МТС прирост абонентской базы составил 115% (по информации компании J'son & Partners, в ноябре 2003 года – 2,8 млн., в ноябре 2004 года – 6 млн.).
Потенциальные возможности на рынках СНГ достаточно высоки, так как проникновение сотовой связи в странах СНГ не достигает и 20% (для сравнения в целом по России оно больше 50%). Ирина Астафьева отмечает: «Рынки стран СНГ привлекают российских сотовых операторов как будущая площадка для развития, как следующий этап после покорения регионов. За 2004 год российские операторы значительно активизировали свою деятельность в регионах, в большинстве из них уровень конкуренции уже настолько высок (соответственно происходит снижение ARPU – среднемесячного дохода с одного абонента), что операторам пора обратить свой взор за пределы России».
Однако прийти на рынок не так просто, ведь основными конкурентами являются крупные европейские провайдеры, они не менее российских заинтересованы в развитии этих рынков, так как уровень проникновения еще будет расти, потенциал есть, это динамично развивающиеся рынки, на которых можно и нужно строить бизнес и зарабатывать деньги. К примеру, в страны Балтии выход отечественным компаниям уже плотно закрыт европейскими операторами.
Кроме экономической целесообразности выхода на рынок СНГ, ситуация в большинстве стран отличается высокой нестабильностью. То есть во главу угла ставится уровень бизнес-рисков на местном рынке. Станислав Мирин, ведущий аналитик департамента консалтинга компании «РосБизнесКонсалтинг»: «Закрытость экономики, переменчивость законодательства и политические риски накладывают своеобразный фильтр на инвесторов. Очень вероятно столкновение с ситуацией, при которой у покупаемой компании будет высокая задолженность, а стоимость активов относительно невысока. Ожидать приход на эти рынки крупных западных акционеров, на мой взгляд, в ближайшее время не следует – поэтому у отечественных компаний есть время для развития».
Тем не менее на 2007 год ожидается всплеск интереса к поглощению уже российских операторов со стороны западных – поэтому им, чтобы выгодно «продаться», надо строить хорошие сети и привлекать максимальное число абонентов.