Если вы пользователь мобильной сети и хотите передавать данные «без проводов», то, видимо, уже знакомы со стандартом GPRS. Он позволяет худо-бедно, но проверять почту и заниматься легким веб-серфингом с помощью сотового телефона в связке с КПК или ноутбуком. Таких пользователей в России более 4 млн. Теперь сотовые операторы предлагают более быстрый протокол передачи данных – EDGE. Посмотрим, насколько он будет успешен в российских условиях.
Технология высокоскоростного радиодоступа EDGE (Enhanced Data Rates for Global Evolution – повышение скорости передачи данных для глобальной эволюции) работает уже по всему миру. В отличие от GPRS, где средняя скорость передачи не поднимается выше 20–30 кбит/с, EDGE может предложить 130–180 кбит/с. Радиоинтерфейс EDGE надстраивается над существующей схемой радиодоступа GSM и не требует создания новых сетевых элементов. Это одно из существенных его преимуществ. EDGE совместим с другими технологиями GSM, в том числе с HSCSD и GPRS, позволяет использовать те же полосы частот 850/900/1800/1900 МГц, что и GSM.
Именно поэтому в России все операторы «Большой Тройки» запустили такие сети в коммерческую эксплуатацию. Правда, не по всей территории своего присутствия, а фрагментарно. Связано это с возрастом сетей – операторы запускают этот сервис там, где относительно новое оборудование, «надстройка» таких сетей обходится дешевле. Именно поэтому «Би Лайн» и МТС сделали это не в Москве, а в Вологодской и Мурманской областях, а также Самарской области. «МегаФон», правда, активировал EDGE в столице – компания может себе это позволить, так как большинство базовых станций и контроллеров не старше 1–2 лет.
Однако не следует рассматривать EDGE как самостоятельную технологию, она связана с другими технологиями мобильной передачи данных. Цепочку технологий, обеспечивающих передачу данных в сотовых сетях, можно представить следующим образом: GSM соединение со скоростью 9,6 кбит/с (медленно и дорого), следующий этап – HSCSD (28,8 кбит/с), затем – GPRS (до 50 кбит/с), как первая технология пакетной передачи данных в сетях 2G, после этого идет EDGE как конечный этап развития сетей сотовой связи второго поколения, продолжением цепочки являются сети связи 3G и заканчивает ее технология скоростного радиодоступа WLAN.
Отдельный вопрос – доступность сервиса. Тарифицировать в России EDGE будут по объему трафика – от 15 до 20 центов за 1 Мб в зависимости от оператора. Другое дело – с каким телефоном можно себе позволить воспользоваться этим сервисом передачи данных. Как отмечает аналитик MRG Эльдар Муртазин: «В настоящее время с телефонами проблем нет – небольшое количество моделей почти полностью удовлетворяет пользовательский спрос». На конец 2004 года в России реально можно было найти около десяти моделей от Nokia по средней цене в 250 долл. (редкое исключение – модель 3200 за 150 долл.). По данным продаж компании «Диксис», можно даже выстроить некоторый рейтинг популярности – наибольшим спросом пользуется модель 6230, далее 7200, 6260, 6220, 3200. Также на рынке есть три модели от Motorola (М186, E815, T725e), пара от Samsung (P710, P716) и по одной от Sony Ericsson (Z500) и LG (A7100). Правда, есть и новинки (срок появления – первое полугодие 2005 года) – Motorola V547 и Motorola V635 – от 230 долл., Sony Ericsson Z500 – от 220 долл. Выбор невелик, но вендоры обещают оперативно исправиться – тем более что с начала 2005 года отменен старый порядок сертификации мобильных телефонов, ввозить новые сотовики стало гораздо легче и быстрее.
EDGE найдет свое место на рынке: в отличие от довольно затратного строительства новых сетей третьего поколения (UMTS), EDGE – значительно более дешевый апгрейд прежде всего программного обеспечения уже существующих сетей GSM/GPRS. Эта технология позволяет оператору получить большую прибыль от использования своего прежнего частотного ресурса, а пользователям – большее количество доступных приложений. Кстати, об этом свидетельствует и мировой опыт – на эту технологию переходят такие крупные операторы, как AT&T Wireless, Cingular, T-Mobile. Внедрению EDGE способствует и то обстоятельство, что оператору не нужно получать лицензию на новые или дополнительные частоты.