Быстрый доступ в интернет, или сеть, как любят говорить пользователи, интересен постоянно. Не секрет – кабельные локальные сети занимают значимую нишу доступа в любой развитой в информационном плане стране. Но есть и другая альтернатива – это доступ по протоколу Wi-Fi (wireless fidelity), который может пропускать данные со скоростью в несколько Мбит/с (в отличие от других сервисов, где счет идет только на Кбит/с).
Это означает, что, когда пользователь находится в пределах радиуса действия точки беспроводного доступа (хот-спот), оснащенной передатчиком стандарта Wi-Fi, он может подключаться к интернету, проверять свою электронную почту, заниматься веб-серфингом и общением по интернет-пейджерам.
Увеличение рынка по протоколу Wi-Fi на 250% как в отношении провайдеров, так и в отношении точек доступа говорит о росте интереса к подобному сервису – за 2004 год в России было открыто более 150 хот-спотов, около 30 компаний являются Wi-Fi-провайдерами. Но география развития пока повторяет тенденцию сотовой связи – большинство точек доступа сосредоточено в двух столицах. В России пока 7 компаний обладают более чем 10 хот-спотами. В Москве это: «Таском» (40 точек), «Моском» (20), «Стелком» (17), «ГолденТелеком» (15) и EWi-Fi (10); в Санкт-Петербурге всего два крупных оператора – «Квантум» (22 точки) и «Петерстар» (11). Помимо вышеперечисленных компаний на российском рынке Wi-Fi есть и другие игроки. Например, компания «Комстар ОТС» объявила о запуске крупного проекта на 2005–2006 гг.
На данный момент существуют две основные бизнес-модели предоставления Wi-Fi в России (и в мире). Коммерческая модель подразумевает платный доступ для конечного пользователя (обычно 3–15 долл. в час, реже – тарификация за мегабайт), а провайдер получает доход от продажи карт Wi-Fi. Лидеры по предоставлению услуг по коммерческой модели – «Квантум», «Моском» и «Стелком». В 67% российских публичных хот-спотов доступ платный или станет платным, как только пройдет период тестовой эксплуатации. Москва и Санкт-Петербург на данном этапе различаются по использованию бизнес-моделей. Приблизительно 55% от более 140 московских хот-спотов предлагают бесплатный доступ для конечного пользователя, в то время как в Санкт-Петербурге пока доминирует коммерческая модель.
Некоммерческая модель (оставшиеся 33% рынка) предполагает бесплатный доступ для конечного пользователя, а провайдер получает доход от инсталляции оборудования и ежемесячную абонентскую плату от владельца точки. Яндекс Wi-Fi в настоящее время является крупнейшим брэндом на российском рынке Wi-Fi. Несколько провайдеров, участвующих в проекте, предоставляют услугу в 67 точках в Москве, Петербурге, Томске, Новокузнецке, а также Киеве. По мнению аналитиков компании J’son&Partners, на сегодняшний день основной мотив региональных инициаторов открытия хот-спотов – провайдеров, владельцев ресторанов и отелей – занять рынок сейчас с расчетом на выручку в будущем. Говорить же о значительных доходах от Wi-Fi пока нельзя.
Большинство мест предоставления услуги Wi-Fi – это рестораны и кафе (около 42%); среди них также наибольшая доля хот-спотов с бесплатным доступом. Во всех отелях с Wi-Fi данная услуга предоставляется на коммерческой основе.
Однако надо учитывать, что любые аналитические данные имеют «поправку на реальность». Несмотря на замечательные отчеты, около половины хот-спотов, введенных в России в эксплуатацию, функционируют неадекватно, составляемые карты роуминга зачастую не отражают реальности, а «тестовая» эксплуатация означает скорее всего, что точка доступа будет работать по неведомому пользователям графику. Также и персонал кафе, ресторанов и других мест, вроде бы охваченных Wi-Fi, – многие даже и не знают, как правильно подключить клиента, как решить возникающие у него сложности, владельцы экономят на обучении, налегая на PR.
Российский рынок Wi-Fi пока очень мал – его игроков можно пересчитать по пальцам. Однако темпы роста услуг по беспроводному доступу в интернет позволяют относиться к будущему Wi-Fi в России вполне оптимистично.