Столкновение старых, проверенных временем норм законов и деловых обычаев с продуктами хай-тека порой приводит к неразрешимым конфликтам. Один из таких конфликтов произошел недавно между руководством интернет-гиганта Yahoo! и родными погибшего в Ираке солдата. Капрал Джастин Эллсворт, скончавшийся в результате теракта 13 ноября 2004 г., написал домой и друзьям несколько сотен электронных писем, пользуясь бесплатным ящиком на yahoo.com. Семья Джастина, что естественно, захотела получить доступ к этим письмам и обратилась за этим в администрацию Yahoo!, но получила отказ.
Сотрудники Yahoo! сообщили Джону Эллсворту, отцу Джастина, что не вправе открывать доступ к личным папкам покойного.
Эта история была опубликована в газете Detroit News и вызвала неожиданно бурные отклики. Сотни американцев принялись звонить в редакцию с предложением помочь Эллсвортам. Отдельные энтузиасты уселись за компьютеры и принялись подбирать пароли к ящику Джастина. Страсти еще больше накалились, когда выяснилось, что по тому же пользовательскому соглашению учетная запись, которую не использовали более 90 дней, автоматически удаляется. Письмам Джастина Эллсворта осталось жить, таким образом, лишь до 11 февраля.
Тупик? С одной стороны, документы и переписка традиционно считаются частью наследства. На них распространяется авторское право, и значит, после смерти человека они переходят к его наследникам, где бы они ни хранились. Некоторые поставщики электронных услуг рассуждают именно так. К примеру, Hotmail и America Online согласны передавать содержимое почтовых ящиков наследникам, но при условии, что те предъявят свидетельство о смерти.
С другой стороны, электронная переписка отличается от обычной, и прежде всего тем, что почтовый ящик хранит не только полученные, но и отправленные письма. Но тогда возникает конфликт: вроде бы письма принадлежат отправителю, так как написаны им и лежат в его электронных папках. Но они принадлежат и получателю, потому что были ему доставлены.
Когда человек вступает в электронную переписку, он чаще всего рассчитывает на приватное общение, и провайдер услуг эту приватность гарантирует. «Очевидно, что для семьи это очень сложная ситуация, но я думаю, что Yahoo! поступает правильно, – прокомментировал историю капрала Эллсворта Марк Ротенберг, исполнительный директор влиятельной правозащитной организации Electronic Privacy Information Center. – Как только начинаешь создавать исключения, право на приватность размывается».
Идеально было бы, если бы перед открытием учетной записи провайдер мог выяснить истинные намерения умершего. Сделать это не так уж сложно, если позаботиться заранее: к примеру, при создании почтового ящика спрашивать у пользователя, хочет ли он, чтобы в случае его смерти переписку смогли прочитать наследники. Такая практика решила бы проблему в корне.
Впрочем, сознательные интернетчики могут позаботиться о своих родных и сейчас, оставив где-нибудь в банковском сейфе пароли к своим почтовым ящикам. Или, напротив, закодировать переписку таким стойким шифром, что никакое судебное решение не позволит проникнуть в ее тайну.