Требуйте оставления «бумажного следа» после электронной системы регистрации голосов!
Фото Reuters
Последние президентские выборы в США стали, по словам некоторых наблюдателей, еще и «референдумом об электронном голосовании». И это вряд ли преувеличение: система электронной регистрации голосов оказалась причиной множества бурных дискуссий в политической и экспертной среде. Например, 37 жителей шата Огайо в минувшем декабре потребовали через Верховный суд штата пересмотра результатов выборов, сославшись на многочисленные нарушения, допущенные компьютерными системами для голосования. Однако, судя по тому, что демократы от каких-либо претензий к победителю отказались, референдум прошел успешно.
Этот успех не случаен, а скорее закономерен. Технология электронного голосования уже опробована на выборах в Японии, Индии, Корее и других странах, и похоже, что серьезных изъянов в самой идее «электронных выборов» нет. Удобство, оперативность и экономичность электронного голосования сомнений не вызывают.
Начинают присматриваться к зарубежному опыту и у нас. Сейчас в России работает государственная автоматизированная система «Выборы», решающая многие организационные задачи избиркомов, включая главную – оперативный подсчет голосов. Волеизъявление российских граждан регистрируется пока только в бумажной форме. Но после ноябрьских, прошлого года, выборов в США председатель ЦИК Александр Вешняков подтвердил: планы по внедрению аппаратов для электронного голосования в России есть.
Вероятно, уже в следующем избирательном цикле – на парламентских и президентских выборах 2007–2008 гг. – такими машинами будут оборудованы несколько сотен участков. Пока речь идет лишь об эксперименте, так как электронное оснащение всех участковых комиссий (их почти сто тысяч) потребует значительных вложений. Координаторов этого процесса ждут и весьма серьезные технологические трудности.
Для регистрации голосов чаще всего используются электронно-сенсорные аппараты: граждане делают свой выбор, прижимая палец к экрану напротив фамилии кандидата или названия партии. Такие аппараты применяются и в США, но их устройство по сей день вызывает ожесточенные споры. По мнению большинства экспертов, сенсорные машины распространенных сегодня моделей весьма уязвимы.
Такой аппарат можно перепрограммировать в ночь перед выборами, чтобы он засчитал определенное число голосов в пользу нужного кандидата. Результаты голосования записываются на карты флэш-памяти, а их можно подменить при подсчете. Подобных претензий к аппаратам для голосования – множество. Основная рекомендация специалистов состоит в том, что машина обязательно должна оставлять «бумажный след», то есть печатать контрольные квитанции, которые позволят провести альтернативный подсчет.
Требование вполне разумное и справедливое. Однако в США оно вдруг натолкнулось на ожесточенное сопротивление компаний, поставляющих приборы для голосования – Diebold Systems, Sequoia Voting Systems и других. Эти компании заявили, что введение «бумажного следа» усложнит конструкцию машины, а надежности совсем не прибавит.
Разумеется, есть все основания подозревать, что власти и производители аппаратов вступили в преступный сговор. Однако истинная причина, почему Diebold и другие так возражают против «бумажного следа», все-таки более прозаична. На деле надежность машин для электронного голосования весьма далека от идеала. На президентских выборах 2000 года в округе Волузия (штат Флорида) кандидат от демократической партии Эл Гор получил, по подсчетам машины, 16 022 голоса. Но со знаком «минус».
Александр Вешняков поддерживает идею «бумажного следа» и говорит, что в отечественном варианте электронного голосования скорее всего будут задействованы контрольные чеки. Проголосовав, избиратель получит такой чек, который надо будет опустить в специальную урну.
Другие, совсем уж новомодные веяния пока обходят Россию стороной. Среди них – идея удаленного голосования через интернет или в сетях мобильной связи. Конечно, инициатива «оSMыSли выборы», когда всем желающим предложили поучаствовать в пробном голосовании по выборам президента России путем отправки SMS, оказалась в определенных кругах весьма популярной. Но ждать настоящих «мобильных» выборов в ближайшие 5–7 лет не стоит.