Пиратские ТВ-станции часто вещают с передвижных платформ – из микроавтобусов. Такая уловка позволяет им охватить большую площадь.
Фото пресс-службы Intel
Cacerolasos можно перевести с испанского, как «кастрюльщики» – звоном кастрюль созывали на митинги своих сторонников активисты движения аргентинских масс после известного экономического кризиса начала нынешнего тысячелетия. И не последнюю роль в том, что тогда под давлением бастующих сменились подряд два президента, сыграли пиратские телеканалы. В рабочих кварталах Буэнос-Айреса распространялась примерно такая инструкция: «Если у вас есть кабель, можете его отсоединить и поставить антенну┘ Можно соединить две металлические вилки через картофелину». Сейчас в Аргентине насчитывается около 200 пиратских телестанций – де-факто они стали почти официальными.
Наибольший расцвет это движение получило в Италии. Пиратские ТВ-станции часто вещают с передвижных платформ – из микроавтобусов. По мощности они далеко отстают от легальных станций, и такая уловка позволяет им охватить большую площадь, а также в случае чего вовремя скрыться от полиции.
Особых капиталовложений для того, чтобы организовать вещание на 1–3 км в округе, не требуется – за 500 евро вы можете приобрести базовый набор: антенну, кабели, передатчик и усилитель. Есть и круглосуточные стационарные каналы, примером которых может служить студия TeleImmagini из Болоньи, член движения TeleStreet, насчитывающего примерно 80 пиратских микро-ТВ станций. Многие из них, такие, как радио Sherwood из Падуи и римское радио Onda Rosa, вещают еще с 1970-х годов. Интересно, что в Италии, где разные уровни власти достаточно независимы друг от друга, во многих городах ТВ-пираты вещают при тайном или явном попустительстве местных властей. Это явление даже получило специальное название – «городское вещание».
В той же Италии этим занимались и некоторые христианские группы и даже, по слухам, действует нелегальный канал, принадлежащий самому Берлускони. Акцию, получившую широкую огласку, провела в 2003 году ассоциация TeleStreet, выступив против могущественного Мердока, владеющего через платный канал Sky TV монопольным правом на трансляцию футбольных матчей в Италии. Зашифрованный сигнал во время матча «Рома» – «Ювентус» был перехвачен и открыто ретранслировался на город Сан-Лоренцо. В рекламных паузах активисты крутили собственные клипы, а также объясняли зрителям, какой плохой этот Мердок.
Италия – самый большой, но не единственный центр пиратского ТВ. География этого явления довольно широка: Амстердам, Париж, есть пиратские станции и в Лос-Анджелесе.
В России пиратских ТВ-каналов, в отличие от радиостанций, практически не существует. Тому есть много причин, не последнее место среди которых, видимо, занимает относительная сложность и дороговизна оборудования, которое стоит явно не 500 итальянских евро. И хотя факт, что ДМВ-диапазоны у нас все еще освоены крайне мало, мог бы сыграть на руку пиратам, единственной альтернативой официальному ТВ являются интернет-ресурсы. Так, на сайте IndyVideo можно найти ролики с альтернативными репортажами с места проведения демонстраций или несанкционированных митингов, рассчитанные на узкие интернет-каналы отечественных пользователей. Но это скорее исключение – альтернативного телевидения в России нет и в ближайшей перспективе не намечается.
Зато, несмотря на всеобщее «укрепление властной вертикали», именно на последние годы пришелся пик развития российского радиопиратства. По сведениям газеты «Деловой Петербург», только в Санкт-Петербурге в настоящее время регулярно выходят в эфир 15 пиратских радиостанций в диапазоне FM. Скорее всего у властей просто не доходят руки – политикой эти ребята не занимаются, отмечен, кажется, один-единственный случай, когда некая станция вела предвыборную агитацию. Коммерческому вещанию они также не мешают, выходя на свободных частотах максимум в пределах своего района.
Совершенно иначе выглядит обстановка в Израиле, где нелегальные радиостанции, вещающие в основном с судов из нейтральных вод (довольно значительная их часть – русскоязычные), активно вмешиваются в политику, обычно представляя собой одну из противоборствующих сторон, левых или правых экстремистов. Летом 2004 года кнессетом был даже принят специальный закон о запрещении нелегального вещания, которым, в частности, к нарушителям приравняли лиц, размещающих рекламу на таких каналах. Предлогом для принятия закона послужил случай, когда некая радиостанция на полчаса парализовала воздушное сообщение в небе над аэропортом Бен-Гуриона.