Когда операторы сотовой связи захотят зарабатывать больше денег, они обязательно сменят свои приоритеты – вместо упора на голосовой трафик на первое место выйдет контент для сотовых телефонов. Как показывает зарубежная практика, получать 30–35 центов с каждого доллара за счет текста, графики и передачи данных – вполне достижимый результат. Пока же у отечественных федеральных операторов этот показатель не превышает в лучшем случае 15%.
Один из самых важных моментов для предоставления качественного контента – это возможность его загрузить. Для того, чтобы получить цветные картинки и полифонические мелодии, загрузить красивую игру для мобильного телефона, желательно подключить услугу высокоскоростной передачи данных GPRS. А лучше EDGE – в российских мобильных сетях ее внедрят к середине 2005 года (хотя первую сеть с поддержкой edge «ВымпелКом» уже запустил в декабре 2004 года в Вологодской области). Также пользователю необходим стандарт передачи графических сообщений mms.
Вендоры тоже поддерживают эту «игру» – почти все новые сотовые телефоны работают с протоколами скоростной передачи данных и обладают цветными дисплеями, многоголосной полифонией. Отдельный «двигатель пользовательского контента» – оснащение телефонов камерами. Чем больше в абонентской базе оператора пользователей с такими камерофонами, тем больше доход от дополнительных услуг, в частности графических сообщений mms – ведь красивую картинку так хочется показать друзьям.
Таким образом, постепенно создаются условия для того, чтобы операторы начинали развивать дополнительные услуги в своих сетях. По данным аналитического агентства iKS-Consulting, в минувшем 2004 году увеличение доходов российских операторов от дополнительных услуг составило более чем 140% – до 940 млн. долларов, или 12% от общей выручки услуг сотовой связи. В 2005 году последний показатель может увеличиться до 15,5%, а доходы от дополнительных услуг – вырасти до 1,6 млрд. долларов.
В этой связи стоит отметить, что услуги обмена сообщениями (SMS, MMS) занимают почти 50% доходов от дополнительных услуг. В 2005 году ожидается рост этой доли за счет увеличения доходов от MMS. Вторая по значимости группа – контент-услуги (24%). По прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут до 280 млн. долларов (рост – 200%). Их доля поднимется до 30% от всех доходов от дополнительных услуг. А вот доля доходов операторов от мобильного интернета выросла незначительно – с 3% (2003 г.) до 6% (данные на 01.07.2004). На текущий момент – в стране более 1 млн. GPRS-пользователей.
Рынок дополнительных услуг начал формироваться в 2002 году, причем только в 2004 году наблюдался взрывообразный рост – к примеру, доля контента в общих доходах дополнительных услуг выросла с 25% в 2003 г. до 30% в 2004 г. и составила 300 млн. долларов. При этом надо отметить, что поскольку рынок находится на начальном этапе формирования, то в настоящее время совокупная доля Москвы и Санкт-Петербурга составляет до 60% объема. Аналитики iKS-Consulting считают, что дальнейшая активизация деятельности операторов и контент-провайдеров в регионах России приведет к изменению региональной структуры этого рынка – доля доходов двух столиц сократится к 2007 году до 34%.
Структура потребления тоже интересна – наиболее популярны услуги кастомизации (рингтоны/логотипы) – 46% рынка. Доля медиа-интерактивных услуг выросла за полтора года с 0% до 20%, а на услуги общения и знакомства пришлось 13% рынка. Однако сокращается доля информационно-развлекательных услуг (с 20% в 2002 г. до 15% в 2004 г.). Наиболее перспективные контент-услуги – игры, проекты с участием СМИ, общение и знакомства. Доля услуг по кастомизации телефонных аппаратов и информационно-развлекательных услуг будет постепенно снижаться. Незначительно вырастет доля бизнес-приложений.
Надо отметить, что к дополнительным услугам операторы, федеральные или местные, всегда относились настороженно. Создание нового sms-сервиса или игры требует времени, усилий и грамотного позиционирования. Поэтому самим делать это было неинтересно – примерно с середины 2003 года все стали позиционировать себя как «транспорт» – мол, пусть сторонний контент-провайдер разработает продукт, заинтересует пользователя, а мы его доставим до пользователя и возьмем за это деньги. Такая практика сотрудничества оказалась вполне жизнеспособной за единственным исключением – окончательное распределение денег от клиента обычно составляет 50/50, что чрезвычайно тормозит развитие рынка. Сейчас в России не более сотни крупных контент-провайдеров (ради справедливости все-таки стоит отметить, что с начала 2004 года эта цифры выросла в 2 раза), в то время как в Германии – 4 тыс., а в Японии – 40 тыс.: просто там оператор берет не более 10% от суммы платежа абонента за услугу, развивая тем самым рынок – видимо, у нас это впереди.
Источник: IKS-Consalting |
Доходы контент-провайдеров. Источник: IKS-Consalting |