Для любого серьезного интернет-магазина нужен офис.
Фото «ИДДК»
Судя по всему, сейчас интернет многим кажется эдаким базаром конца прошлого века, только лучше. Неудивительно, что люди, до этого не работавшие в торговле и практически не знакомые с интернетом, с энтузиазмом воспринимают призыв: «Все в электронную коммерцию!» В этом факте, впрочем, есть и положительный момент: целенаправленная пропаганда интернет-технлогий, например через ФЦП «Электронная Россия», вылечивает людей от страха перед высокими технлогиями.
И все таки, вот что говорит о «кустарном» интернет-бизнесе Тимофей Шиколенков, директор интернет-магазина Digitashop.ru, специализирующегося на торговле цифровой техникой: «Существует два типа интернет-магазинов, которые очень негативно влияют на развитие рынка. Первый тип: под вывеской интернет-магазина скрываются 1–2 человека, для которых это скорее хобби, чем бизнес. Покупка в таком «интернет-магазине» равносильна покупке с рук по объявлению. Второй тип: магазин существует уже несколько лет, держит на товары очень низкие цены (благодаря тому, что магазин работает вне правового поля: не платит налоги, не выдает кассовые чеки, закупает «серый» или просто бракованный товар по минимальным ценам)».
Понять причины, по которым кажущаяся простота электронной торговли оказывается не более чем мифом, может любой – достаточно повнимательнее приглядеться к аргументам убежденных энтузиастов.
Возможность привлечения платежеспособных клиентов благодаря отсутствию региональных ограничений. Зайти в онлайновый магазин может человек из любой точки мира, где есть интернет. Вот только чтобы объяснить американцу, зачем ему заказывать товары из далекой России, придется приложить немало усилий. Магазину, рассчитанному на жителей отдаленных регионов, тяжелее работать еще и потому, что стоимость товаров существенно увеличивается за счет расходов на доставку.
Обширный ассортимент товаров, якобы доступный в виртуальном магазине, в отсутствие склада – не более чем иллюзия. Покупателя интересуют не какие-то абстрактные товары, а те позиции, которые вы можете реально предложить, по той цене, которая указана на интернет-витрине. Если же склада у вас нет, после каждого заказа придется разыскивать требуемые товары и уточнять стоимость у поставщиков.
Экономия на аренде торгового зала. Однако если надо достичь хоть сколько-нибудь значимого количества продаж, необходим офис. К тому же для большей оперативности, чтобы ваш склад и офис был не совсем уж на окраине.
Интернет-магазин может сэкономить на зарплате персонала. Казалось бы, раз нет торгового зала, не нужны и продавцы. Зато нужны курьеры, которые будут доставлять товар, специалисты по интернет-рекламе, технические специалисты для поддержки интернет-магазина, составители описаний товаров. Конечно, все можно делать и самому – только не забудьте, что в неделе всего 7 суток, а в сутках – лишь 24 часа.
Все это, однако, не означает, что успешно работающие интернет-магазины не существуют в природе. Вот что говорит о торговле через всемирную сеть Светлана Морозова, владелица магазина Home-Ecology.ru: «В интернет-продажах действуют те же правила, что и в обычной розничной торговле, со своей спецификой, конечно. Чтобы добиться даже нулевой рентабельности, нам пришлось приложить немало усилий».
Главное – понять, что розничная торговля через интернет – не панацея от всех бед, и уж тем более – не способ быстрого и простого обогащения.