Понятия «электронная коммерция» и «виртуальный магазин» довольно прочно вошли в нашу жизнь. Электронная коммерция (электронная торговля, онлайн-торговля, интернет-торговля) – продажа товаров/услуг с помощью сети интернет.
Первый интернет-магазин. Некоторые источники утверждают, что первым в России интернет-магазином был «Озон», открытый в 1998 году. Однако есть достоверные свидетельства того, что первые магазины появились в рунете значительно раньше. Так, например, магазин «Интершоп-Доставка», функционирующий и по сей день, был основан в 1996 году.
Годовой оборот розничной электронной коммерции в России. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, на начало 2003 г. он составил 480 млн. долларов (или 0,3% общего оборота розницы в стране). Планируется, что эта цифра за 2004 год увеличится примерно на треть. Интересно, что в США, где покупки через интернет стали делом обыденным, доля онлайновой торговли в розничном обороте составляет примерно 1,8%.
Самый крупный в России интернет-магазин – «Озон». По собственной информации компании, оборот магазина за 2003 г. составил 6,2 млн. долларов. До недавнего времени «Озон» специализировался на торговле книгами, видео, DVD и схожей продукцией. В этом году ассортимент был существенно расширен; только за первое полугодие оборот интернет-магазина составил 5,7 млн. долларов.
Самое крупное в России объединение интернет-магазинов – холдинг eHouse, в состав которого входят несколько десятков проектов разной направленности. Суммарный оборот подразделений холдинга (опять-таки по собственной информации компании) за 2003 г. достиг почти 40 млн. долларов.
Самый крупный в мире интернет-магазин – вне всяких сомнений, Amazon.com. Открыт в 1995 году и начинал с торговли книгами. В настоящее время в состав Amazon.com входят несколько десятков «отделов», предлагающих самые разнообразные товары – от бытовой техники до ПО. Планируется, что объем продаж Amazon в 2004 г. превысит 6,5 млрд. долларов.
Количество взрослых пользователей интернета в России – согласно летним данным фонда «Общественное мнение», достигло почти 17 миллионов. Это 15% взрослого населения страны. Впрочем, гипотетических покупателей (тех, кто выходит в сеть регулярно, чтобы доверять интернет-магазинам, и одновременно располагает достаточным доходом) несколько меньше. По данным консалтинговой компании «Оборот.ру», это число сейчас составляет 5,5 млн. человек.
Число интернет-магазинов (и их отделов), зарегистрированных в самом массовом отечественном каталоге-рейтинге магазинов, Rambler’s TopShop, составляет почти 3700. Это почти двукратное увеличение по сравнению с 2001 годом. Наиболее популярны магазины следующих категорий: «Авто и мото» (на момент написания статьи наблюдался традиционный рост интереса к этой категории, вызванный необходимостью покупки зимних шин), «Техника и электроника», «Компьютеры и интернет», «Связь».
Не только торговля. Сеть становится все более эффективным средством информирования потенциальных клиентов. По данным компании «Рамблер», обнародованным в конце сентября, быстрее всего – не менее чем на 10% в год – увеличивается численность интернет-ресурсов в категориях, имеющих отношение к собственности, товарам, услугам, бизнесу, карьере.