Отцы-основатели самой популярной на сегодня поисковой системы в интернете – Сергей Брин и Ларри Пейдж.
Фото Everyscreen.com
На первый план среди новостей о всемирной паутине прочно вышли сообщения о новых поисковых сервисах. Что не случайно, конечно. По мнению Эрика Брилла из Microsoft Research, по-настоящему хороший инструмент поиска – это товар, который всегда будет хорошо продаваться.
Самый яркий пример последнего времени, подтверждающий сказанное, – экспоненциальный рост курса акций интернет-компании Google, владельца, бесспорно, самого популярного сейчас в мире поисковика. (В индексе поиска Google – 4,3 млрд. интернет-страниц; роботы Google ежесекундно прочесывают 7 тыс. источников; сейчас система обрабатывает более 200 млн. запросов в сутки.) С августа, когда компания вышла на биржу NASDAQ, цена одной акции выросла с 85 долл. до 200 долл., то есть примерно на 140%. Рыночная капитализация составила более 50 млрд. долларов, что превысило показатель ее главного конкурента – давно находящейся на фондовом рынке интернет-компании Yahoo! (47,9 млрд. долл.). При этом Google имеет в обращении 271,2 млн. акций, а Yahoo! – 1,4 млрд.
Главная услуга Google – поиск в интернете – для пользователей бесплатна. Компания делает большую часть денег, продавая рекламные площади, привязанные к ключевым словам поисковых запросов. Все это дало основания интернет-обозревателю сетевого ресурса russ.ru Татьяне Даниловой заявить, что «Google вырастает в крупнейшего в мире брокера рекламы: контекстную рекламу здесь внедрили вначале в результаты веб-поиска, затем – в почту GMail. Потом контекстную рекламу стали гонять и на локальных компьютерах» (http://www.russ.ru/culture/network/20041018.html).
Речь идет о новом поисковом сервисе, представленном Google в середине октября, – поиск по жесткому диску, DesktopSearch. «Мы представляем это себе как фотографическую память вашего компьютера, – говорит директор отдела потребительских интернет-продуктов Google Мелисса Майер. – Программа охватывает практически все. Если вы что-то хоть раз увидели на экране вашего компьютера, то мы считаем, что у вас должна быть возможность быстро это найти снова».
Сразу же после анонса DesktopSearch о предварительной готовности аналогичного продукта заявил американский гигант – AOL. Известно, что разработками в этой области занимаются также Microsoft, Apple, Ask Jeeves.
И действительно, ответный удар от Microsoft не заставил себя долго ждать. В середине ноября Microsoft запустила поисковик на собственной технологии (до сих пор поисковая система компании использовала алгоритмы, принадлежащие Yahoo). Microsoft обещает, что в базе данных ее поисковика будет храниться информация о 5 млрд. проиндексированных страниц.
Реакция Google была молниеносной: компания тут же сообщила, что поисковая база их машины увеличивается до 8 млрд. страниц.
В общем, разработка технологий поиска в интернете становится вполне самостоятельной отраслью индустрии программного обеспечения. Фантазия создателей «искалок» становится все более и более изощренной. Опять же, в контексте нашего разговора важно подчеркнуть: увеличивая функциональность своей «искалок», их разработчики стремятся прежде всего к тому, чтобы посетители чаще возвращались и проводили больше времени на сайте, поскольку посещаемость – основной показатель для привлечения рекламодателей.
Один из магистральных путей развития поисковиков - кластеризация результатов сетевого поиска. Этот подход предлагают, например, Ask Jeeves, Teoma, Yahoo! Однако наиболее удачным на сегодняшний день можно считать решение компании Vivisimo. Новый поисковик Vivisimo - Clusty (http://www.clusty.com), предлагает несколько категорий поиска: по запросу помимо обычной таблицы результатов появляется группировка этих результатов по темам. Другими словами, «искалка» самостоятельно уточняет ваш запрос. Результаты, оплаченные спонсорами, отображаются отдельно, стандартные результаты – отдельно┘
Представители Vivisimo, кстати, заявляют, что веб-поиск от Google – вовсе не вершина сегодняшней программистской мысли. Правда, в отличие от Google поисковик Clusty будет индексировать «всего» от 5 до 10 млн. интернет-страниц.
«Голубой гигант», IBM, анонсировал в конце сентября видео-искалку Marvel, которая может индексировать все видеоматериалы в интернете, не используя при этом текстовые аннотации, а распознавая само изображение. Весьма актуально, если учесть, что только телевизионные станции в мире ежегодно производят около 123 млн. часов видеопродукции. Одно но: полнофункциональная версия Marvel может появиться на рынке в лучшем случае через 3–5 лет.
═
Вряд ли изобретатель всемирной паутины, англичанин Тим Бернерс Ли, предполагал, что через 10 лет после его открытия, 29 июня 1999 года, интернет будет выглядеть именно так. Билл Чесвик из Bell Labs создал карту сети, на которой отражены 88 тыс. сайтов и связей между ними. Интенсивность этих связей обозначается с помощью различных цветов. Эта карта даже попала в книгу рекордов Гиннесса.
Источник:http://research.lumeta.com/ches/map/gallery/index.html
═
Все та же Yahoo! и не менее известная софтверная компания Adobe Systems совместно создают «искалку» для документов в формате Adobe Acrobat (PDF). И тут конкуренты не дремлют: подобные же программы для интегрированного локального и онлайнового поиска разрабатывают Google и Microsoft.
Между прочим, в связи с такими перспективами, во всей своей свинцовой серьезности встает вопрос: а не попадает ли пользователь в явную или неявную зависимость от того, как та или иная поисковая машина трактует интернет?
Есть исследования, в которых утверждается, например, что поисковик MSN так компонует результаты поиска, чтобы продвигать корпорацию Microsoft и ее продукты (http://slashdot.org/articles/03/08/24/2028216.shtml?tid=109&tid=126&tid=133&tid=186&tid=187&tid=95). А вот накануне нынешних президентских выборов в США появилась информация, что великий и быстрый GoogleNews «непропорционально часто ссылается на незначительные консервативные ресурсы и материалы мейнстримных медиа, критикующие демократического кандидата. При этом поиск «по Бушу» выдает довольно нейтральные и сбалансированные результаты» (http://www.russ.ru/culture/network/20040927.html).
«Считаете ли вы обоснованной тревогу некоторых экспертов, которые утверждают, что поисковые машины трактуют интернет строго определенным образом, что приводит к манипулированию свободой выбора пользователя?» – с таким вопросом обратился корреспондент «НГТ» к директору по маркетингу и PR интернет-холдинга mail.ru Анне Артамоновой.
«В интернете существуют свои внутренние законы, которые строго соблюдают все крупные игроки рынка, – уверена Анна Артамонова. – Согласно этим неписаным правилам поисковые машины при сортировке сайтов для выдачи пользователю учитывают только смысловую релевантность и временную актуальность сайта и никак не руководствуются в этом вопросе деньгами».
По мнению Артамоновой, тут очень важно не путать результаты поиска с контекстной рекламой: «Владельцы поисковых сервисов действительно размещают текстовую и баннерную рекламу сайтов, которые платят деньги, по определенным ключевым словам. Однако у честных поисковиков эта реклама всегда четко отделена от бесплатных результатов поиска, например, словом «реклама» или специальными значками. В конце концов, любой поисковый сервис – это коммерческая организация, а не государственный орган, если его услуги кому-то не нравятся, он может просто сменить поставщика услуг».
Директор по маркетингу и PR интернет-холдинга mail.ru также весьма оптимистически видит будущее поисковых систем в Рунете. «Перспективы развития очень радужные, как и всего российского интернета в целом, – заявляет Анна Артамонова. – Сейчас в сети происходит бурный прирост аудитории, по 50% в год, и он, по нашим прогнозам, сохранится еще как минимум 2–3 года. Соответственно, как только пользователь попадает в сеть, он обязательно начинает пользоваться двумя инструментами – это почта и поиск. С деньгами тоже все замечательно – объемы рынка контекстной (поисковой) рекламы растут еще быстрее, поэтому о проблемах тут говорить сложно. Скорее можно говорить о новых методах и подходах к сортировке информации, которые, я думаю, появятся в ближайшее время, т.к. с ростом количества сайтов в сети становится все труднее выбирать самые подходящие под запрос пользователя».
И новые методы поиска продолжают появляться с устрашающей регулярностью. Так, на конференции Web 2.0 в Сан-Франциско (октябрь 2004 г.), был представлен поисковик Snap. Помимо контекстного поиска Snap сообщает еще и немало сопутствующей информации. Например, результаты поиска по цифровым камерам сопровождаются таблицей популярных моделей, которые искали другие пользователи. Эксперты единодушны: Snap – предвестник такого этапа развития сети, когда будут активно использоваться интерактивные компоненты и станут доступны результаты поисков других пользователей (http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russian/sci/tech/newsid_3727000/3727326.stm).
Однако, говоря о «радужных перспективах» развития поискового сервиса в Рунете, нельзя не отметить, что в отличие от Запада – это все еще «непаханое поле». Любому специалисту составить Топ-5 поисковиков в рунете – раз плюнуть, т.к. их всего-то четыре серьезных: Яндекс, Рамблер, Поиск@Mail.ru и Апорт.
Но даже когда эта ситуация изменится (надеемся, в лучшую сторону), не стоит забывать, что поисковые машины – это вовсе не отражение того, чем является Сеть. Мы наблюдаем не интернет как он есть, а интернет плюс воздействие поисковой машины, которой мы пользуемся в данный момент.