Президент Чувашской Республики Николай Федоров: «Доля связи в валовом внутреннем продукте в России составляет только 2%».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
– Николай Васильевич, решение о вашем назначении руководителем рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития информационных технологий в Российской Федерации во многом было связано с признанием достижений Чувашии в области информационно-коммуникационных технологий. Каковы полномочия и функции рабочей группы по вопросам развития информационных технологий в Российской Федерации? Кто еще входит в ее состав?
═
– Основная цель деятельности рабочей группы – содействие ускоренному развитию информационных технологий в России для обеспечения высоких темпов экономического роста и формирования конкурентоспособной экономики, решения важнейших социальных задач, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации.
Рабочая группа готовит предложения для рассмотрения на президиуме Государственного совета Российской Федерации и доклад президенту Российской Федерации по целому ряду вопросов, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий. Это разработка и реализация государственных программ и проектов, отвечающих национальным интересам России в данной сфере, вопросы взаимодействия Российской Федерации, регионов и муниципальных образований, совершенствование нормативной правовой базы и финансирования, формирование внешней политики по продвижению отечественных товаров и услуг в сфере информационных технологий.
В настоящее время определяется состав рабочей группы. В нее войдут представители правительства России (в частности, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов), регионов, коммерческих структур и операторов связи. Состав рабочей группы и его изменения будут утверждаться руководителем.
═
– Как вы оцениваете перспективы развития отрасли информационно-коммуникационных технологий в России в целом?
═
– В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2–3 года.
Создание российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе. Доля связи в валовом внутреннем продукте развитых стран мира достигает 5%, тогда как для России данный показатель составляет только 2%.
═
– В связи с этим что, по вашему мнению, требует первоочередного внимания?
═
– Одной из основных в ряду проблем развития и использования ИКТ в России является несовершенство нормативной правовой базы в этой сфере.
Необходимо активизировать усилия по созданию условий для ускоренного развития информационных и коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и сфере государственного управления. В ближайшее время следует внести дополнения в Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», касающиеся содержательного раскрытия положений Гражданского кодекса РФ об информации как отдельном объекте гражданских прав, а также сложившегося в теории и практике регулирования представления об информационных правах как отдельной области регулятивного воздействия.
Необходима систематизация и унификация терминологии, употребляемой в действующих и разрабатываемых нормативных актах (например: «информационные технологии», «информационная система», «информационное общество», «информационная услуга», «электронная торговля» и т.д.). Нужно уточнение пределов взаимодействия правовых институтов «информации» и «права собственности», а также охраны результатов творческой деятельности («интеллектуальной собственности»). Кроме того, в данный Федеральный закон необходимо включить положения о международном информационном обмене.
Необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» в целях гармонизации российского законодательства с мировой практикой, в частности, с учетом положений Директивы ЕС С 243/02 об электронной подписи. Закон нужно дополнить нормами, обеспечивающими регламентацию использования не только ЭЦП, но и иных аналогов собственноручной подписи, возможность использования которых установлена Гражданским кодексом РФ. Кстати, сам я уже давно указы подписываю электронной подписью, и через считанные минуты они появляются на сайте органов государственной власти Чувашии.
Следует разработать проект федерального закона «О праве на информацию», в котором нужно определить понятие «официальная информация», а также дать перечень информации, которую органы государственной власти обязаны делать публично доступной, уточнить правовой статус производителей и держателей (обладателей) официальной информации, определить их обязанности по организации хранения официальной информации и доступа к ней.
Необходимо рассмотреть вопрос о разработке программы государственной поддержки российских экспортеров программного обеспечения и информационных услуг. Особое внимание необходимо уделить созданию системы технологических парков на территории Российской Федерации как нового механизма экономического развития страны, создать условия для повышения уровня навыков населения России в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.
В общем, работы, можно сказать, – непочатый край, и вся она для России – первоочередная, чтобы не остаться на задворках истории.