0
2024
Газета НГ-Телеком Интернет-версия

05.10.2004 00:00:00

Семиотический террор

Тэги: курц, скандал, сае, биотерроризм


Крупный скандал, связанный с «Войной против террора», остается пока незамеченным, хотя о нем уже несколько месяцев трубят интеллектуалы и художники. Это арест в США известного артиста и теоретика, участника группы Critical Art Ensemble, а также профессора отделения искусств Университета Нью-Йорк в Баффало Стивена Курца.

САЕ (http://www.critical-art.net) можно считать самой социально сознательной арт-группой современности. Начиная с середины 90-х ее участники разрабатывают доктрину «Electronic Civil Disobedience» – «электронного гражданского неповиновения». Некогда в «цифровом Амстердаме» (читайте, что это такое, в книге Мануэля Кастельса «Галактика Интернет») была предложена формула «Art+Activism» – живым подтверждением этой формулы и является САЕ. Как группа технологичная, особенно много внимания САЕ уделяет критике современного технологического развития, игнорирующего возможности нонпрофитного, экспериментального развития технологий. Последнее время особенно много работ было посвящено генной инженерии. В художественных проектах группа демонстрировала то, «как это работает», то есть операции получения трансгенных продуктов, а также выгоды, получаемые от этих операций компаниями и правительством США.

Что же случилось 12 мая 2004 года со Стивом Курцем? Сразу несколько трагических вещей. Ранним утром от внезапного сердечного приступа умерла его жена. Курц вызвал «Скорую помощь». Увидев в квартире передвижную лабораторию для опытов, врачи обратились в полицию. В результате подразделение борьбы с терроризмом провело в квартире длительный обыск. Несмотря на то что аппараты, использовавшиеся Курцем, неоднократно демонстрировались на выставках, находятся в легальном коммерческом доступе и не могут причинить никакого вреда, – художник был арестован, а квартира объявлена зоной опасности.

В июле Верховный суд США предъявил Курцу и его коллеге по САЕ, профессору генетики в Питтсбургском университете Роберту Ферреллу, обвинение по четырем статьям, влекущее максимальное наказание в размере 20 лет лишения свободы или 250 тыс. долларов штрафа. Подозрение медбратьев и медсестер относительно лаборатории не было признано за досадное недоразумение – обвинение касается незаконного хранения и использования биовеществ, «не оправданного профилактическими, исследовательскими и другими мирными целями». За тем, что художественная деятельность не включена в разряд «мирных целей», отчетливо просматривается обстановка и дух антитеррористической эпохи. Надо также отметить, что с процессуальной точки зрения все действия полиции, от поспешного ареста до предъявления обвинения, были выполнены и оказались возможными благодаря действию пресловутого Патриотического акта.

Художники, артисты, ученые, культурные деятели всего мира проводят мероприятия, вечера поддержки Стива Курца, акции протеста перед посольствами США в разных странах. Образован Фонд защиты САЕ (http://www.caedefensefund.org/). Все эти события не только демонстрируют абсурдность антитеррористической истерии, они имеют более широкое историческое значение.

Конрад Беккер, австрийский теоретик и директор портала World-Information.org, называет происходящее признаком начавшегося «семиотического террора». В статье под названием «Террор, свобода и семиотическая политика» (венский журнал «KulturRisse», 03/04) он утверждает, что и впредь действия активистов, связанные с киберпространством, новейшими технологиями и информацией, будут пресекаться строжайшим образом, оказавшись фактически приравнены к «террористической угрозе» (хотя на деле не имеют с ней ничего общего), потому что делают прозрачными наиболее важные и скрытые интересы. «Физический спектакль будет заменен символическим доминированием в информационном пространстве, гипнотическим повторением и вынужденным производством тишины».

Что же, собственно, делали участники САЕ с новейшими технологиями, если допустить, что именно это прямо или непрямо привело к драматическим последствиям в виде обвинения и ареста? Будет несправедливо, если мы ограничимся только сухими сведениями о внешней стороне конфликта. Последние работы Стива Курца были связаны не с чем иным, как с демократизацией технологии: они показывали, каким образом рядовой потребитель может узнавать о генетически модифицированном продукте больше, чем на нем написано (а написано бывает только, ГМО он или не ГМО), и определять свою долю риска и пользы от его употребления. И, следовательно, эти работы вскрывали именно ту информацию, которая скрывается и как она скрывается... То есть были направлены на воспитание сознательного, критического отношения пользователей к рыночному высокотехнологичному продукту.

По причудливой логике, именно такое отношение потребителей к технологиям стало непосредственной причиной ареста, когда врачи «Скорой помощи» почувствовали нечто непонятное, но подозрительное в стоявшей дома у Курца странной аппаратуре.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1004
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
959
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
801
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
910

Другие новости