– Феликс, что важнее для развития программирования как отрасли современной промышленности: высокий кадровый потенциал разработчиков или совершенная инфраструктура рынка?
═
– Я бы не противопоставлял одно другому. Инфраструктура, то есть возможность сбыть софт, – это условие реализации того самого потенциала, который демонстрируют, например, наши студенческие команды на чемпионатах мира по программированию. В этом смысле рынок софта принципиально ничем от прочих рынков не отличается. Одному разработчику следует придать в помощь нескольких работников, занятых именно в инфраструктуре. Тех, кто обеспечивает продажи, грубо говоря. Кроме продавцов нужны работники на «горячей линии» для консультаций, служба сопровождения etc. Кто этим озаботился, тот и успешен, на внешнем рынке в том числе. «Лаборатория Касперского», например.
═
– Предложение программных продуктов в интернете на сайте компании-регистратора означает, что они доступны гражданам любой страны? Это – экспорт софта?
═
– Не все так просто. Например, крупнейший в мире регистратор, американская компания Digital River, платежи по кредитным картам от российских пользователей интернета не принимает. Даже если не брать во внимание такого рода казусы, все равно – продажи софта имеют национальную специфику. Налоги, например, надо платить по правилам страны, где совершена продажа. Поэтому мы открываем представительства компании в Польше, на Украине, Казахстане, собираемся начать работу и в Израиле. Открыли бы и в Америке, да денег не хватает.
═
– Можно ли заработать средства для расширения бизнеса, не привлекая инвесторов?
═
– Мы пробуем, но это не дает возможности полноценно конкурировать на быстро растущем рынке. Бизнес у нас растет на 50% в год, но для того, чтобы использовать нынешнюю уникальную возможность развития, этого совершенно недостаточно. Значит, на не освоенные нами участки придут другие компании, возможно, из-за рубежа. Выйти на фондовый рынок пока не можем, увы. Индустрии программирования нужны не только технопарки, но и венчурные фонды. В их создании могло бы помочь правительство.
═
– Опасность поглощения национальных российских регистраторов зарубежными конкурентами существует?
═
– Конечно.
═
– В последнее время больше говорят об офшорном программировании и индийском пути развития России, а не об экспорте готовых программных продуктов...
═
– Верно. Это при том, что наши софтверные компании, объединенные в ISDEF (Independent Software Developers Forum – российская организация независимых разработчиков программного обеспечения. – А.А.) уже экспортируют продукции не меньше чем на те же 500 млн. в год, которые обеспечивает офшорное программирование. Оно, разумеется, должно у нас развиваться, но надо не забывать, что это – экспорт скорее рабочей силы, а не конечных продуктов. Правообладателем кода, отлаженного офшорными программистами, является западный заказчик.