– Визит двух вице-президентов Microsoft в Россию и их одновременное участие в круглом столе – это внимание к обсуждаемой проблеме или к нашему ИТ-рынку?
═
– Скорее внимание к рынку. Это мой третий визит в вашу страну в течение года. Последние три года зона моей ответственности в Microsoft – это работа корпорации на развивающихся рынках, изменение нашего подхода к этим рынкам. Мы считаем, что сейчас существуют огромные возможности для привлечения следующего миллиарда людей, которые получат доступ к вычислительным средствам. Четыре самых важных в этом отношении страны для Microsoft – это Индия, Китай, Россия и Бразилия (для обозначения этой группы рынков в Microsoft существует специальный термин – BRIC; аббревиатура от «Brazil, Russia, India, China». – A.A.).
═
– Как вам наша бюрократия? Эффективна ли она по сравнению с правительствами других стран, столь же важных для бизнеса Microsoft, как и Россия?
═
– С интеллектуальной точки зрения те люди из правительства, с которыми я здесь встречаюсь, находятся на уровне лучших представителей государственной власти в других странах. Но ваше правительство работает медленнее, чем в других странах, особенно по сравнению с Китаем. По моему мнению, динамичному управлению мешает незавершенность структуры правительства, ее частые реорганизации.
═
– Позвольте вопрос по теме прошедшего круглого стола. Что такое для Microsoft свободное программное обеспечение (бесплатно распространяемый софт): это Карфаген, который во что бы то ни стало должен быть разрушен, или просто один из многочисленных конкурентов корпорации?
═
– Тщательное изучение вопроса об открытом программном обеспечении приводит к выводу: это два явления в одном. Бесплатное распространение программного кода – это одно явление. Оно найдет рациональное применение на рынке, как только сформируются принципы использования бесплатных кодов в индустрии программирования. Тогда компании, использующие открытый софт, станут одними из множества наших конкурентов. Более сложный вопрос состоит в том, что в период, необходимый для формирования этих принципов, люди, не вполне понимающие закономерности долгосрочного развития индустрии программирования, но обладающие государственной властью, могут принять решения, отнюдь не нейтральные в отношении той или иной бизнес-модели. Сделав это, они разрушат один из главных элементов стабильности глобальной ИТ-индустрии, а именно способность воспользоваться коллективным IQ программистов всего мира, объединить их усилия в создании программ для компьютеров.
Очень любопытная вещь, которую мы наблюдаем в упомянутых четырех странах, этих всадниках развивающегося ИТ-мира. Несколько лет назад китайское правительство флиртовало с идеей создания своей, особой индустрии программирования на основе открытых кодов. Эта идея в конце концов признана непродуктивной. У Индии мощная, быстро развивающаяся ИТ-промышленность и компетентное правительство, которое изначально было нейтрально в отношении поддержки модели развития индустрии программирования. Я с удовольствием отмечаю, что российская политическая элита тоже осознала важность динамичного роста этой сферы производства и стремится поддерживать благоприятные условия ее развития, соблюдая нейтралитет, не отдавая предпочтения ни открытым программным кодам, ни традиционной модели распространения программного обеспечения.
И только Бразилия допустила отход от нейтральности государственного управления рынком программных продуктов, поставив цель создать на основе открытых кодов собственную, отличную от глобальной, индустрию программирования. Пройдет несколько лет, и мы увидим, что никакой индустрии программирования в Бразилии нет. В отличие от других стран, например России.