0
1054
Газета Театр Интернет-версия

17.09.2002 00:00:00

Когда Юрию Любимову не мешала свобода

Тэги: любимов, таганка, театр


Юрий Любимов был самым антисоветским, а потому и самым советским режиссером отечественной сцены.

Именно у Любимова гражданственность и эстетика окончательно слились воедино. Все хорошие режиссеры эпохи застоя не любили партию и правительство. Но именно Любимов наглядно доказал, что без конфронтации с родным государством не поет творческая душа. Любимов отомстил сполна всей бесконфликтной драматургии и номенклатурным спектаклям СССР. Категория драматического Конфликта стала генеральным свойством почерка Любимова и на сцене, и в жизни.

Любимов - это Театр на Таганке. Одноименный с тюрьмой. Со временем обретший новую пристройку - здание из красного кирпича. У Таганки должна была возникнуть такая сцена! Этот узенький красный кирпич представляет дразнящую альтернативу массивному кирпичу красного Кремля. То, что выглядит верноподданнически как фасад власти, - подозрительный авангард в сфере театра. Потому что лояльный советский театр - это светлый гладкий мрамор, классические округлые колонны и богатые хрустальные люстры. А на Таганке сплошь прямые углы, ершистая фактура, почти конструктивизм. С командой Любимова в театральную культуру СССР хлынула атмосфера художественного бунта, приправленная интеллигентным диссидентством, домашним фольклором уголовщины и забугорным ритмом зонгов.

Режиссура Любимова возвестила начало нового отношения к Западу. Чуткое вживание в чужую эстетику пришло на смену политической борьбе и идеологической консолидации с "просоветскими" художниками Европы. Брехт ворвался в Россию и стал победой немецкой театральной традиции на родине потомков Станиславского. Началось отстранение от российского психологизма. Известный отечественный принцип "играешь злого - ищи, где он добрый", подвергся коррекции.

Если человек в целом добрый, он должен бывать иногда и злым. Иначе ему не выжить в жестокой жизни и не помочь другим. Такова мораль "Доброго человека из Сезуана", первого любимовского спектакля-легенды. В Союзе еще никто и помыслить не мог о политической свободе, а Любимов уже знал, что реальный мир требует "двухпартийности" от самой души индивида. Раздваивающаяся героиня Зинаиды Славиной поставила крест на идеале целостной личности и патриархальной женщины. Еще никто не слыхал подобного выражения, а Любимов уже показал, что такое "унисекс", трактовав это явление в жанре высокой интеллектуальной драмы.

Постановки Юрия Любимова свидетельствовали о диктате сильной режиссуры в слабеющем государстве, утрачивающем контроль за переменами в жизни и психологии. На сцене у Любимова торжествовало интенсивное действие посреди общества застоя, где давно уже имелись и ценились только переживания.

На Таганке была раскурочена сцена-коробка. И в финале "Трех сестер", взывающих "В Москву, в Москву!", поднималась стена. Сквозь широкий проем открывалась сама мифологизированная столица, которая так никого и не спасла. Акция со стеной по-своему предвещала падение железного занавеса. Кстати, и сам занавес - святое святых традиционного театра - превращался в "Гамлете" в шерстяное цунами. Занавес не закрывал и не открывал - он преображал мир, подобно силе судьбы.

У Любимова Шекспир окончательно смешался с Пастернаком и Высоцким. И стало уже не важно, кто из них троих написал "Быть или не быть" и "Гул затих, я вышел на подмостки". Они стали триадой, вдохнувшей ум, честь и совесть в застойную эпоху. Гамлет был перевоплощен в трагического героя и барда нашего советского времени.

Театр Любимова первый упразднил патриархальный сентиментализм и идею театра-семьи, где с каждым готовы сюсюкать. Таганка была первой ласточкой прагматического подхода к актеру. Либо культовые личности, которым законы не писаны, либо аскетичные профессионалы, которые не вправе работать на себя, только на общее дело. Один очень знаменитый актер рассказывал, как в молодости, будучи начинающим актером на Таганке, он с партнерами - теперь тоже знаменитыми актерами - подходил к Любимову на репетициях "Десяти дней, которые потрясли мир". В одной сцене несколько человек должны были синхронно хлопать галошами, надетыми на руки. Актеры придумали, что каждый будет хлопать по-своему, чтобы прочитывалась индивидуальность персонажей. Даром, что ли, систему Станиславского проходили. Любимов слушал их "творческие" предложения, смотрел на них и наконец вымолвил: "Господи, как же вы все мне мешаете".

Любимов жил в имидже уникального режиссера, в концепции которого нельзя ничего добавлять "от себя". Всерьез помешать этому имиджу могла только сама общественная реальность. "От себя" она добавила слом эпох.

Когда Любимов впервые уехал, вернее, не вернулся в Союз, со стороны казалось, что беспощадный индивидуалист бросил и тем самым развалил уникальный театр. Но погибнуть та Таганка должна была неминуемо. Вспоминается, как летом 1987 года на репетициях восстановления "Мастера и Маргариты" актеры ссорились и разбирались, кто из присутствующих "довел Мастера" (т.е. Любимова) до эмиграции. А режиссер Александр Вилькин честно пытался объяснить, что на дворе перестройка и гласность и прежние антисоветские штучки уже не звучат. Актеры не хотели ничего менять в репризах, хотя режиссер был прав. Труппа походила на солдат, оставшихся без полководца и идеолога. Теперь кажется, что Любимов уехал не из Советского Союза, а от надвигающейся перестройки. Он как бы почуял, что режиссировать скоро будет стихия общественных страстей. Тягаться с бурлением глобальных конфликтов в самой реальности Любимов дальновидно не стал. Чтобы творить в новое время идеологической свободы и пустоты, надо было набраться нового дыхания. Все, что Любимов ставил после своего возвращения, - более или менее удачные работы выдающегося профессионала, уже лишенного ореола героизма. Из уникального режиссера-оппозиционера Любимов превратился в рядового признанного Мэтра. Такова плата за ту самую свободу, о которой мечтал Мастер советского времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
767
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
953
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
872
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
870

Другие новости