0
1374
Газета Театр Интернет-версия

09.07.2002 00:00:00

Шут на троне

Тэги: калягин, театр


-Александр Александрович, вы трудоголик или счастливчик?

- Думаю, в моей судьбе нет случайностей. В ней все связано с потерями, испытаниями, трудом - я не везунчик. Все, что я делал и испытывал, давалось колоссальнейшим напряжением. В основном ошибки, ошибки, ошибки... Как золото ищут: дерьма много, песка, а потом попадается какая-нибудь драгоценная граммулька. Точно так же и с театром.

Мне кажется, все, что я делаю в жизни, очень связано с биологией. Я человек достаточно несерьезный, дурашливый, одинокий. Вроде бы контактный. Но тем не менее я больше люблю одиночество. Каждый год я беседую с актерами, говорю о том, что увидел в течение года, каковы перспективы. И актерам, и студентам я предлагаю больше общаться с самими собой.

"Строительство театра" никак не связано с какой-либо идеей - меня слишком удовлетворял МХАТ. Я был одним из ведущих актеров, со мной работали режиссеры, о которых можно было только мечтать. И когда произошло разделение театра... Вы знаете, интуиция у актера - даже впереди разума. Все мы начали подозревать - происходит что-то неладное в нашем королевстве. Не будем искать причины: может, это усталость Ефремова, наш обновленный взгляд на ситуацию, творившуюся в стране... Кто ушел, кого-то все это травмировало и он спрятался в скорлупу - люди реагировали по-разному.

А я вообще не люблю, когда у меня плохое настроение. Некоторые в злости совершают выдающиеся, неординарные вещи, но в моей жизни все связано с любовью. Я действительно не помню зла - организм не усваивает. Думаю, и театр мой был построен именно благодаря тому, что я все же несу в себе какое-то доброе начало. Не люблю идти на репетицию, зная, что надо что-то доказывать - это самое противное дело. А тогда, во время раздела МХАТа, казалось, что ощущение любви уходит от меня. И я испугался. Паники не было, но все вокруг становилось каким-то страшновато-странным: любовь Ефремова, судьба Жени Евстигнеева, Насти Вертинской, Юры Богатырева. А в моей жизни был пик: я преподавал в Оксфорде; играл главные роли во МХАТе; снимался; во Франции мы с Настей вели Чеховскую школу и в театре "Нантер Амандье" ставили спектакль "Чехов, акт 3" - композицию из третьих актов чеховских пьес. Было очень трудно не кинуться в этот омут, ведь разваливалась страна.

- С чего начался театр "Et Cetera"?

- В это время я выпустил изумительный курс во МХАТе: Андрей Панин, Саша Лазарев, Юля Меньшова, Вера Воронкова... Мне не хотелось его терять. Будучи очень занятым, тем не менее я предложил курсу: дорогие мои, хотите сохраниться? Проголосуйте за создание театра, давайте, я попробую. Пошел к председателю Комитета по культуре Игорю Бугаеву, а как раз в это время стали рождаться студии, те, кто еще не сказали "а", уже хотели крикнуть "я". Не свобода, а анархия. И я понял, что организационно и юридически утону: какие документы нужно собрать, какие бумаги подать? Мне открылась бездна нового - как минное поле из коридоров и кабинетов. Я собрал курс и сказал, что все же, наверное, у каждого самостоятельная жизнь. Все разошлись по театрам - этим я могу гордиться.

И я впал в вялотекущее состояние, приходилось просто зарабатывать деньги концертами, чтецкими программами по Платонову, Рабле, Гоголю, начал было готовиться к Маркесу.

А во МХАТе всех нас "подорвала" неудача спектакля "Перламутровая Зинаида" по пьесе Михаила Рощина. В театре начался разброд и одновременно "спячка". А потом собрались некоторые молодые ребята из тех, кто учился в Школе-студии на моем курсе. Где-то они придумывали спектакль, и пригласили меня просто посмотреть и проконсультировать. Потом как-то незаметно, после репетиции сказали: "Нам нужно заработать деньги - можно мы поставим вашу фамилию как режиссера"? Тогда уже я ответил: "Надо еще порепетировать". И также незаметно втянулся. Нас выгоняли из одного ДК, мы переходили в другой. Теперь, проезжая по Москве, некоторые уголки города я вспоминаю по тем адресам, где мы репетировали...

С тех пор прошло десять лет - осенью будем праздновать юбилей. Сейчас чувствую себя так, будто вдруг резко очнулся, огляделся вокруг: как это у меня получилось? Как это - здесь ставят Роберт Стуруа и Александр Морфов, работают Эдуард Кочергин и Эмиль Капелюш, сейчас будет ставить "Игру снов" Григорий Дитятковский, а позже - Евгений Арье? Однако "строительство театра" - отнюдь не вдохновение, но тяжелейшая черновая работа. Когда задействованы деньги, государственные и муниципальные ресурсы, когда ты за все отвечаешь. Когда надо чинить то, что выходит из строя, и человеческие отношения в том числе. Честно говоря, я не создан для этого. Я не профессиональный строитель и тем не менее вынужден этим заниматься. Счастлив ли я? Только по результату, и здесь - полное противоречие моей основной профессии. Как режиссер и актер я счастлив и вдохновлен в процессе создания образа, спектакля. Это моя стихия.

- А председательство в Союзе театральных деятелей?

- Это мне не мешает, даже стимулирует. Так получилось, что никто из критиков не проанализировал: за десять лет у нас не было ни одного провального спектакля. Были удачные, менее удачные, но провала - никогда. За эти годы спектакли, позорившие наш театр и меня, беспощадно сняты. К примеру, мне было приятно пригласить Михаила Мокеева и Юрия Харикова, чтобы впервые в Москве поставить пьесу "Принц Гомбургский". Были вложены колоссальные деньги. Спектакль был снят - не получилось, я ошибся. Другой пример: хороший режиссер Владимир Богатырев поставил плохой спектакль "Старый друг лучше новых двух" - не нашел жанра и современного звучания пьесы Островского. Тоже сняли.

Я ставлю себе самые суровые оценки - так учили мои великие педагоги-режиссеры, всей своей жизнью подавая именно этот пример. Говорю открыто и ясно: здесь мне ни Ямпольская, ни Филиппов не руководство к действию. Я имею в виду самых отъявленных непрофессионалов в своем деле и говорю это со спокойной совестью.

- Вас не раздражает, что о вашей последней премьере, спектакле "Король Убю", часто писали: во-первых, редкое зрелище - председатель СТД в клоунских штанах ругается матом; во вторых, на сцене есть только Калягин и никого больше?

- Мне кажется, наоборот, все отмечают нашу труппу. Если вас интересуют актеры - нужно ходить в театр. Раскручиваться или нет - поверьте, это решать самим актерам. Это лежит в области моральных, нравственных категорий. Может ли один из председателей фонда Олег Табаков давать премию Станиславского своим артистам - для меня это большой вопрос. Может ли Калягин снять с конкурса "Золотой маски" спектакль своего театра "Шейлок", потому что играет там главную роль и является председателем Союза и учредителем премии - это вопрос нравственный.

- Табаков говорит, что очень заботится о благополучии своих актеров.

- Пожалуйста! Я тоже сильно думаю об этом, тоже даю деньги на квартиры, но - от театра. Поверьте, у нас есть кого награждать в том же "Шейлоке". Но я предпочитаю, чтобы артисты прошли тяжкий путь становления - через познание себя, через потный актерский труд, хотя и везение не возбраняется. Я счастлив, что наш актер Володя Скворцов получил премию Станиславского за роль в спектакле "Облом off", а сама постановка - приз фестиваля "Новая Драма". Конечно, дело не в премии, а в признании. Разве это не раскрутка?

Я предлагаю актерам свой путь. Как в семье: папе все давалось тяжело и дети его - трудяги. Хуже от этого не будет. Спектакль "Король Убю" не был бы сыгран, если бы была плохая команда. Вы не представляете, какой путь мы прошли: когда на репетициях молодые актеры уже не замечали, что я худрук, когда мы дурачились и общались почти как сверстники.

- Почему СТД исчез из соучредителей фестиваля "Новая Драма"?

- Это я так распорядился. Дело в том, что руководство СТД оказалось поставленным в известность о фестивале позже, чем следовало, и в этом была некоторая некрасивость. Эдуард Бояков все сделал, он молодец, но в чем тогда предполагалась наша поддержка - финансовая, моральная? Теперь все уже улажено.

- Обидно: за последний сезон СТД фигурировал почти во всех больших событиях.

- СТД действительно сейчас во многом участвует, и только слепой не может замечать, что Союз - не организация пенсионеров, занятых "социалкой". Я доволен работой СТД, и многие видят, что становится лучше. Вообще, говоря о театральном сезоне, следует иметь в виду сезон всей России, а не только Москвы. В этом году картина русского театрального искусства очень разнообразна. В провинциальных театрах тоже научились жить, ставить современные спектакли. Я вижу, как из Центра в Россию все больше проникает современный стиль.

Но я бы хотел, чтобы мы не забывали главного: прекрасной идеи реалистического, психологического театра. Эту нишу никто никогда не займет. Весь мир говорит на наших языках - Вахтангова, Мейерхольда, Таирова, - но никто не говорит реалистически, психологически, метафорически и символически одновременно. Мы все умеем, но эта органическая полифония - наша. Именно поэтому в моей биографии недавно появилось еще одно изумительное театральное впечатление - спектакль Льва Додина "Московский хор".

Я очень удивился, когда Дина Годер написала, как она возмущена - почему в конкурс "Золотой маски" не включили спектакль Андрея Жолдака "Чайка". Хотите восхищаться Жолдаком - восхищайтесь, но не навязывайте, не говорите, что это лучшее! Единственное мое замечание к себе, к нашим актерам: многие потеряли сейчас ощущение художественности. Хорошие артисты становятся хорошими ремесленниками. Психологический театр - та вакцина, которая спасет практически всех нас. В каких бы направлениях ни развивалось искусство, оно все равно будет тяготеть к простому, ясному, пронзительному, узнаваемому, сердечному, умному языку. Так устроен человек. Я всегда говорю своим актерам: в зале все наивны, будь зритель хоть Бахтиным, хоть сантехником. Все хотят истово верить в великий обман театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
849
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1061
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
965
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
958

Другие новости