0
1106
Газета Театр Интернет-версия

10.11.2001 00:00:00

Станция "Молодежная"

Тэги: мейерхольд, фестиваль, молодых, режиссеров


Хорошист

"Маяковский. Ray of Darkness in the Ominous Kingdom of the Light". Постановка Владимира Епифанцева.

Епифанцев - презабавный человек. Мускулистый, сумрачный и очень талантливый. За 30 лет сумел наворотить кучу дел, закончить Щукинское училище, поучиться у Фоменко. Монументально сыграл Орфея в РАМТе, поставил несколько спектаклей, открыл физкультурный зал. В сентябре осчастливил Таллин продолжением "Анны Карениной", а месяц спустя - зрителей Мейерхольдовского центра своим старым спектаклем по поэмам Маяковского. Собственно, это не спектакль даже, а ритуальная композиция, по крайней мере так это зрелище называет сам Епифанцев. Похоже на правду.

На балконе трое - веселый DJ в наушниках и два бритоголовых господина с длиннющими горнами. В транзисторах клокочет шаманский бит, о стены разбиваются лучи красных и голубых прожекторов, на сцене раскинулся скелет homo sapiens. Под громкие трубные звуки выходит сам Епифанцев, и начинается свистопляска теней и света, обрывочных фраз и стихотворных строф. Вокруг носятся полунагие тетки едва ли не с панели и какой-то юноша с бензопилой. Смахивает на черную мессу - Епифанцев все сделал, чтобы смахивало. Чтобы его - крикуна и дебошира - приняли за слугу Сатаны, негодяя и пожирателя упитанных бэби. Глупости это все - не верьте Епифанцеву. Он со своими комплексами Прометея, может, и богоборец, но уж никак не сатанист. Да и с богом не в ладах оттого только, что не вхож к нему в дом и не пьет кагор по выходным. Они просто не представлены, поэтому один кричит нечеловеческим голосом "Эй вы, небо!", а другой делает вид, что "небо" - в соседнем департаменте.

"Маяковский" - этот луч давно потухшего солнца, залетевший в страшное царство яркого света - невыносимо трогательное и полезное зрелище. Трогательное, поскольку в зал, на колени зрителю выливаются, выплевываются буквально все психологические проблемы авторов (Маяковского и Епифанцева): страх смерти, непомерное честолюбие, заниженная самооценка. Ну а полезное оттого, что за полтора часа актер успевает прочитать огромные куски из поэм "Хорошо" и "Облако в штанах". Трахает бабу и орет: "Что такое хорошо?". Да все хорошо! Все! Отлично просто. И главное - лучшего посыла прочесть Маяковского - не сыскать. Кажется, Министерство образования просто обязано финансировать проект и во время каникул показывать восьмиклассникам и студентам психфаков. В принудительном порядке.

Три веселых буквы

"Фро" по мотивам рассказа Андрея Платонова. Постановка Василия Сенина.

За две недели до фестиваля все билеты на "Фро" были проданы - народ желал поглядеть на единственный фактически спектакль Василия Сенина. Говорили, что этот Сенин самый-самый, лучший-прелучший, наи-сверх-петрнаумович. Черт возьми, я знаю, что все вокруг обидятся и на меня, и на Сенина, но так оно и есть. Василий Георгиевич - режиссер, каких поискать.

"Фро" почти провалился на фестивале "Балтийский дом": чужие стены, нервотрепка, тараканьи бега на постоялом дворе. В итоге - постные лица и дальше - тишина. Однако, вернувшись в Москву, спектакль преобразился, обрел уверенные очертания и, словно выполненный по фокинским меркам, точно вписался в стиль Мейерхольдовского центра.

Погрузившись в расплавленную карамель платоновского текста, Сенин не захлебнулся жаркой сладостью, не лопнул от сладострастия. Он остудил ее прохладой мизансцен, обернул в фантики из танго и высыпал нам в ладошки: наслаждайтесь. Его Фрося - пышногрудая сонная Ирина Пегова - выбалтывает замысловатые словечки, картинно дышит, экстатически нюхает боксерские перчатки мужа. Она тут заводила - главная деталька, киндерсюрприз. Без нее - без ее томных махов и горестного онанизма - нет этого действа. Оно распадется, рассыплется на тысячи вкусных леденцов - не соберешь. Можно заменить многих, почти всех, но не ее. И Пегова, чувствуя это, вдыхая ответственность каждой порой, играет советскую барышню так, будто жила не просто во времена Платонова, а под его писательским боком. Ежедневно встречаясь с ним у его барака или в литинститутском дворе. Так, словно каждая фраза его, всякий ловкий неологизм - кусочек ее пеговского настоящего, наполненного втулками, тракторными колесами и электропроводами.

В интервью "НГ" Василий Сенин сказал, что движение для него более внятный элемент, чем слово. С одной стороны, это чувствуется по "Фро". Полный хореографических ловушек, расставленных Аллой Сигаловой, спектакль этот для тех, кто чувствует за сотым поворотом корпуса или па-де-де с расплескивающимся тазом ту часть платоновской энергетики, которую нельзя произнести, прокричать, которую бессмысленно прошепетывать. Вместе с тем слов здесь предостаточно. И многие из них сам автор не доверял своим героям, считая их, наверное, чище и откровеннее себя. Полагая, что никто из них - даже образованный Федор - не способен закапываться в руины своих душ. Тем не менее тут - для связки ли, для ясности - многие авторские ремарки, уточнения, формулировки отданы героям. Иногда это смущает. Чувствуется интонационная фальшь и нарушение контекста. Как и с перчатками, что появились взамен теплой подушки.

Впрочем, общей картины это не портит: "Фро" - красочное эротичное представление, сильное и очень уверенное. Показывали его всего 12 раз. Взяли бы в репертуар, что ли? На годик.

Ню и ню

"Раздетые" Жоана Казаса. Постановка Юрия Урнова.

Странную пьесу решил поставить Урнов. Очень странную. Скучную и малоосмысленную. Такие пишут неказистые современные драматурги, независимо от страны проживания и места прописки. Вот Казас, к примеру, из Каталонии, а такое впечатление, что за окном у него - "Маленькая Вера". Текст вроде бы про секс, про оргазм, про взаимные ласки и любовь. Про ревность и прощение, про наслаждение и страсть. Однако смотреть на это - нет сил. Сидевшая рядом коллега, нервно толкая меня в бок, жарко шептала: "Не знаете, долго еще, долго? Может, уйдем?" Что бывает хуже?

В комнате двое - артист Кретов и артистка Воронкова. Последняя - жена режиссера. Муза, нимфа. Дева русалка. Очень красивая дама, не без груди. Вполне себе для жарких ласк и взаимных упреков. Да и Кретов тоже ничего - мускулы, пресс, черты лица. Но глядеть на них вдвоем не-вы-но-си-мо скучно. А ведь длится спектакль всего час. В чем же дело?

Во-первых, как я уже обмолвился, - текст отвратительный. Когда-то его экранизировал Кирилл Серебренников. Даже получил за этот фильм ТЭФИ. Но там хоть какие-то улитки по потолку ползали, вода капала, а тут - сплошная каучуковая тянучка. Во-вторых, если берешься ставить порно, так и сильву пле. А то нацепил артисту фиговый листочек на гениталии, а жене даже лифчик снять запретил - фу! Ну и зачем тогда "Раздетые". Ставил бы "Доходное место" или "Горе от ума".

Странно, такой вроде подающий надежды гражданин поставил такую ерундовину.

Божественная комедия

"Пчеловоды" по мотивам полотен Питера Брейгеля и Иеронима Босха. Постановка Николая Рощина.

Брейгель и Босх - фламандские живописцы. Странные, страшные, смутные. И в то же время какие-то надежные и обнадеживающие. Такой же получился спектакль. Совсем без диалогов, только на пантомиме, на характерных жестах. На костюмах, на гриме, на свете. Все это придумал Николай Рощин, поглядев картины "Пчеловоды и разоритель гнезд", "Падение Икара", "Битва сундуков и кошельков" и "Корабль дураков". Очень напоминает "Snow show" Вячеслава Полунина - те же затейливые рожицы, тот же полет в зал. Такие же овации и сценическая перспектива.

Рощин - двадцатисемилетний волнующийся парень, закрывший зал фанерной перегородкой - не уйдешь, засыпал сцену пенопластовым снегом, обмотал холстиной. Его герои - сопливые солдатики, икарушки-дурачки, страдающие чертенята - почти ангелы, без одной минуты херувимы. Его - рощинский - корабль дураков - утлое суденышко жизни, такое же безнадежно трепетное, как полунинский плот на Москве-реке. Такое же дружелюбное, как борт аргонавтов.

Рощин, в отличие от Епифанцева, - не богоборец, но - спаситель. Не Прометей, а Геракл. Он спускается в преисподнюю, чтобы вывести, вытолкнуть, вытеснить оттуда чистые души, виновные лишь в том, что, не удержавшись на ногах, шлепнулись в грязь мирской суеты.

"Пчеловоды" - антивоенный спектакль. Не выпуклый, не кричащий, но отчетливый и однозначный, как "Стена" Алана Паркера, как "Баллада о солдате" Чухрая. Что скажешь? Самое время!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1966
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4000
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3043
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2479

Другие новости