- Какую книгу вы прочли недавно?
– Сейчас у нас выдвинулись два поэта. Это Михаил Анищенко 57 лет из Самарской области. Он долго не печатался. Живет в деревне из восьми домов Шелехметь. Этого человека по уровню таланта можно поставить между Есениным и Рубцовым. Его никто не знает, потому что он не тусовщик. Второй поэт – это 16-летняя Мария Протасова. На меня произвела впечатление ее книга «Проще простого». Это замечательные стихи. Анищенко работает с народной традицией, пишет в эмоциональной, русской, песенной интонации, а Мария совсем другая. Видно, что она прекрасно знает современную поэзию, интересуется философией и политикой. Несмотря на возраст, у нее своя философия жизни, свое отношение к понятиям «родина», «жизнь», «цивилизация». Задача Марии видна в названии книги: она добивается доходчивой формы, которая однако никогда не банальна.
– Какой фильм из увиденных за последнее время впечатлил больше других?
– Хорошие ощущения были от фильма Петра Тодоровского «Рио-Рита». Это сильное произведение о войне. Причем оно решено лирично, мягко. Тодоровский мягко говорит о страшном. В центре внимания человек, который охранял в лагере «врагов народа». И он настолько инерционно подкован, что даже перед победой, дойдя чуть ли не до рейхстага, среди солдат продолжает выискивать врагов. Это потрясающая картина.
Я бы добавил фильм Андрея Кравчука «Итальянец» и картину Никиты Михалкова «Двенадцать». Это сильный фильм с блистательной плеядой актеров. Я рад тому, что Михалков, которого подозревали в национализме, выказал к нему отвращение. Это выразилось в роли, блистательно сыгранной Сергеем Гармашом. Она показала, что агрессивный национализм возникает в закомплексованных душах, полных внутренних скелетов в шкафу. Можно по-разному относиться к высказываниям Михалкова, но то, что он замечательно одаренный кинематографист, забывать нельзя. Я показал фильм своим студентам в Америке. Они единогласно сказали (ну, может быть, переборщили), что фильм лучше, чем американский оригинал. Заметили, что картина имеет к Америке такое же отношение, как и к России: те же типажи, та же проблема шовинизма.
– Смотрите ли телевизор? Что-нибудь нравится или, наоборот, раздражает?
– У меня не совсем хорошее отношение с телевидением. К моему 70-летию был снят неплохой документальный фильм, на который я потратил много времени. Там выступали Эрнст Неизвестный, Олег Целков и другие. Там показано, как я выступаю в медвежьих углах России, что думают обо мне друзья и враги. В нем снялись крупные иностранные писатели и специалисты по русской литературе. Однако Первый канал его не показал. Фильм положили под сукно, несмотря на мои письма г-ну Эрнсту.
– Следите ли за театральными событиями?
– Самое интересное, что видел в последнее время, это спектакли Петра Фоменко. Я влюбился в этот театр. А вообще у меня самого много выступлений. С рок-оперой на мои слова и музыку Глеба Мая «Идут белые снеги» я проехал почти всю Россию. В 2007 году мы с успехом показали ее в СК «Олимпийский». Потом выступили в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Краснодаре, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске.
18 июля пройдет мой творческий вечер в Политехническом. Солисты оперы – актер Дмитрий Харатьян и рок-вокалист Анатолий Алешин – споют кусочки из шоу. Я прочитаю старые и новые стихи. На вечере будут презентации: выйдет 1-й том «Строфы века». Антология русской поэзии», будут продавать 8-й заключительный том моих стихов. Если найду Машу Протасову, то с удовольствием приглашу ее выступить.
– Как и где предпочитаете отдыхать?
– Я не отдыхаю. Если езжу за границу, то выступать. У меня везде читатели, которые меня ждут. Я выступал в 96 странах мира. Год у меня особенный, потому что я номинирован на Нобелевскую премию. Дело не в том, получу я ее или нет. Я просто благодарен людям, которые меня выдвинули.
– Ваш любимый ресторан? Куда бы вы пригласили друзей?
– Мне нравится «Петрович», он очень демократичен. Там нет элитарной атмосферы. Я не люблю те места, к которым применимо слово «элита». Настоящая элита себя элитой не назовет. Это свойственно плебсу. А в «Петровиче» все просто, без выпендрежа, и еще играют очень хороший джаз.