– Какую книгу вы прочли недавно?
– Последнее, что читала – «Тысяча сияющих солнц» (The Thousand Splendid Suns) Халеда Хоссейни. Мне понравилось больше, чем его предыдущая книга «Бегущий за ветром» (The Kyte Runner). Познавательно, драматично, от сюжета не оторваться, и при этом очень добротно написано, отличный язык, что с бестселлерами случается редко. Это к модному вопросу о том, должна ли качественная литература обязательно быть скучной. Вообще я редко читаю одну книгу. Сейчас одновременно перечитываю комедии Александра Островского, которые почему-то пользуются значительно меньшим почетом и уважением, чем его трагедии (по моему мнению, незаслуженно), и листаю один популярный американский учебник истории Европы. Очень увлекательно в деталях сравнивать, как по-разному выглядит в разных странах история одного и того же мира. Особенно если положить рядом два учебника – наш и не наш – и сравнивать прямо по событиям.
– Какой фильм из увиденных за последнее время впечатлил больше других?
– Вообще я люблю Педро Альмодовара. Его «Возвращение» как раз и было, кажется, последним фильмом, который я посмотрела для себя, а не потому что «все обсуждают, надо же посмотреть». Как и всегда, когда смотрю Альмодовара, у меня было чувство, что мы с режиссером где-то вместе росли или просто родственники. Мне столь близко и всегда очень понятно, что он хочет сказать, почему он хочет сказать именно это и почему именно так. Конечно, нельзя исключать, что на самом деле Альмодовар имеет в виду что-то совсем другое, но так как достоверно это неизвестно, то я продолжаю просто испытывать удовольствие от ясности и яркости и его историй, идей, и средств их выражения.
Ну и еще, конечно, в отпуске я посмотрела «Ликвидацию» Сергея Урсуляка, цитатами из которой всю зиму разговаривали пол-Москвы. Я помню вечеринку в очень приличном доме, где под конец все отправились в гостиную смотреть любимые эпизоды «Ликвидации», гоняя туда-сюда запись на DVD и буквально вырывая друг у друга пульт: «Есть грамотные люди, они не хотят, чтобы их портрет печатали в газете «Правда», таки имеют право!»
Да, смотрела «Индиану Джонс и Королевство Хрустального черепа» Стивена Спилберга. Ужасно.
– Смотрите ли телевизор? Что-нибудь нравится или, наоборот, раздражает?
– Телевизор смотрю только по работе. Для развлечения не смотрю телевизор практически никогда, даже просто фоном. Ну кроме разве что трансляции того, как наши орлы, надеюсь, разделают испанцев. Это я посмотрю. Еще для удовольствия смотрю «Что? Где? Когда?». Сколько себя помню, столько и смотрю. По работе постоянно смотрю, понятно, наш канал и другие международные англоязычные телеканалы. Русскоязычные, к сожалению, почти не смотрю – нет времени. На англоязычных мне нравятся документальные фильмы Би-би-си. Последний, который я запомнила, – об «убийствах чести» в Турции, был из разряда «от экрана не оторваться». Нравятся легкость, естественность и жизнерадостность большинства ведущих на многих американских телеканалах. У некоторых из них раздражает железобетонная уверенность в правоте своих спорных утверждений, особенно если она сочетается с полным незнанием обсуждаемого предмета, что тоже не редкость. В целом на англоязычном телевидении раздражает одинаковый подбор новостей на разных каналах, даже если эти каналы в разных странах, однобокое освещение одних и тех же историй и еще мгновенное распространение, просто ковровое, всех новых клише и штампов. А вообще, конечно, моя виртуальная жизнь, как у большинства моих ровесников, давно ушла в компьютер, и телевизору в классическом понимании этого слова в ней не остается места. Вот если б вы спросили, что мне нравится на Ютюбе...
– Следите ли за театральными событиями?
– Ходили в Большой театр на бенефис Цискаридзе. Почти рыдали от восторга, что есть в мире такое удивительное явление природы, как Николай Цискаридзе, от ног и рук которого невозможно отвести глаз. К тому же он еще и человек хороший.
– Как и где предпочитаете отдыхать?
– Летом отдыхаю всегда только в Сочи и Краснодаре. Это моя родина, и я по ней скучаю. Но очень надеюсь, что через несколько лет в Сочи можно будет ездить не только для того, чтобы повидать родных, но и для того, чтобы действительно хорошо отдохнуть – без хамства и жуткого сервиса за жуткие деньги. Для этого, конечно, нужно, чтобы как минимум милиция не встречала едва сошедших с поезда мирных отдыхающих словами: «Предъявите документы, включая билеты, а если вы выкинули билеты, пройдемте в участок разбираться». Со мной такое случилось буквально неделю назад.
В отпуске пытаюсь уместить в две недели всех родных и друзей, с которыми хочется увидеться. Это значит сходить в море на рыбалку, разучить алфавит с одной племянницей, окрестить другую, навестить сестру, беременную третьим; сходить на кладбище к дедушкам, порасспрашивать бабушек про то, какой была страна 50 лет назад; поиграть в нарды с тетками, попить пива с дядьями; покататься на рафтах с братьями, посплетничать со школьными подругами и при этом постараться красиво загореть и книжки почитать.
– Ваш любимый ресторан? Куда бы вы пригласили друзей?
– Мой самый любимый ресторан – моя собственная гостиная. Именно туда я приглашаю друзей, за исключением случаев, когда друзья приглашают меня к себе, и тогда я готовлю у них. Я увлекаюсь кухней еще со студенческого общежития, готовлю часто, много и, по слухам, неплохо. Чтобы лучше спать, на ночь читаю кулинарные книги. Поэтому я никогда не променяю драгоценную возможность стать к плите и кого-нибудь накормить на сомнительное удовольствие слышать, как друзья отдают комплименты, которые могли бы быть моими, незнакомому повару в ресторане. Из того, что нравится в ресторанах, могу вспомнить десерты в «Пушкине», неописуемый говяжий тартар в Tinto Fino, мохито летом в «Скандинавии» и суп биск из раков в «Аченти/Accenti». В Blue Elephant очень вкусно. Хорошо бывает после работы полежать на подушках в ресторане Ketama. Правда, там не очень вежливые девушки и странный выбор алкоголя. Еще очень нравилась телячья зобная железа, которую делали в «Марио», но я давно там не была и не знаю, делают ли ее до сих пор. К тому же теперь я научилась готовить ее сама, а на Дорогомиловском рынке одна прекрасная леди, торгующая телятиной, всегда оставляет мне пару штук.