– Какую книгу вы прочли недавно?
– Последнее и самое сильное впечатление на меня произвел рассказ Владимира Сорокина «Сахарный Кремль», являющийся продолжением повести «День опричника». По-моему, его любимое замечание о том, что «мы живем в стране, где прошлое и будущее часто меняются местами», очень точное. Равно как и то, что «русский абсурд внутри себя не менялся с XIV века». Кстати, мы с ним буквально вчера вернулись из Норильска с фестиваля современного искусства «Таймырский кактус», проводимого там Фондом культурных инициатив Михаила Прохорова. Так вот норильская тундра и норильский ГУЛАГ до основания потрясли нас своей удручающей, страшной, брутальной силой! Не исключаю, что для Володи это станет новым мощным творческим толчком. А пока он, думаю, зализывает норильские раны.
– Какой фильм из увиденных за последнее время впечатлил больше других?
– Это фильм Ивана Вырыпаева «Эйфория», хотя он, в общем-то, уже и не новый. И тем не менее он произвел на меня сильнейшее впечатление. Неудивительно, что на церемонии вручения премии «Ника» киноакадемики назвали его «Открытием 2006 года». Думаю, что Вырыпаев действительно может претендовать на свой собственный, уникальный киноязык. Да и вообще безумно красивый и какой-то очень сильный, мощный фильм!
– Смотрите ли телевизор? Что-нибудь нравится или, наоборот, раздражает?
– Из телевизионных передач смотрю в основном информационные. Брюзжать по поводу вконец оборзевшей попсы, переполнившей все основные каналы, я тут не буду. Это давно уже стало общим местом. Да и то, что сколько-нибудь личностно оформленные телевизионные персонажи, создававшие новое ТВ в середине 1990-х, давно из него ушли, тоже давным-давно не секрет. Неудивительно, что люди, которых можно было бы причислить к категории «приличных», давно уже телевизор не смотрят.
– Следите ли за театральными событиями?
– Последнее, что я видела на сцене театра «Современник», – это спектакль «Шарманка» по Андрею Платонову в постановке Михаила Ефремова. Конечно, предприятие рисковое. Сами понимаете, Платонов – автор крайне сложный, и в первую очередь на языковом уровне. Но Миша, оказывается, вынашивал эту идею аж 18 лет! И, честно скажу, мне было очень интересно. Тем более скажу вам по секрету: Миша и мне предложил поучаствовать в постановке в роли «приглашенной звезды». Кстати, пока в этой роли выступает главный редактор «Коммерсанта» Андрей Васильев – еще один авантюрист вроде меня. Так что скоро, похоже, оттянемся на подмостках самого «Современника»!..
– Как и где предпочитаете отдыхать?
– В Москве, по-моему, отдыхать вообще невозможно. Сумасшедший город! Впрочем, как и мы с вами. Поэтому я обожаю отдыхать в Италии. Тем более что там у меня было полно друзей. Что поделаешь, неравнодушна я к тамошней культурке! К культуре, к кухне, к морю, к людям – словом, ко всему, из чего состоит эта фантастическая страна. А в первую очередь меня покоряет ее поразительная витальность, ее ни с чем не сравнимая жажда жизни. Согласитесь, для нашего с вами сознания, столь склонного к катастрофизму и болезненной рефлексии, это своего рода спасение! Кстати, никогда не таскаюсь в обществе баранов-туристов и никогда тупо не валяюсь на пляже. Люблю бесконечно куда-то нестись на машине и, как правило, не сижу на одном месте больше трех-четырех дней.
– Ваш любимый ресторан? Куда бы вы пригласили друзей?
– Ой какое там, любимый! Я же такой всеядный и жадный до всего человек, что не могу любить что-то одно. Я частенько заглядываю, к примеру, в уютный почти домашний клуб «Петрович», проект моего друга Андрея Бильжо. Но с таким же успехом могу закатиться в рестораны «Сыр» или «Маркет». Или в тот же клуб «Высоцкий». Как видите, на одном месте и тут не засиживаюсь. Что поделаешь, когда у тебя шило в┘ Впрочем, где именно, вы и сами не хуже меня знаете.