- Владимир Филиппович, зачем же все-таки нужны и нам, и милиции новые главные управления в структуре МВД?
- МВД - достаточно громоздкая система, которая состоит из центрального аппарата и 89 региональных управлений. И создание самих федеральных округов, и создание в каждом из них главных управлений нашего министерства направлены прежде всего на повышение оперативности управления. Я думаю, что часть функций центрального аппарата министерства будет делегирована в округа, чтобы здесь можно было своевременно решать вопросы, не терпящие отлагательства. Эта реформа призвана наладить систему управления, что позволит лучше выстроить вертикаль федеральной власти.
- Вы будете выстраивать отношения с представителем президента в Приволжье Сергеем Кириенко?
- У нас в положении написано, что мы должны выстраивать линию взаимодействия с аппаратом полномочного представителя, да иначе и быть не может. Многие вопросы мы просто обязаны с ним согласовывать, например, кадровые решения, поощрения сотрудников государственными наградами, присвоение высших чинов и т.д. Конечно, все, что связано с вопросами безопасности также лежит в поле деятельности полномочного представителя президента в округе.
- А в назначении руководителей управлений региональных УВД вы будете принимать какое-то участие?
- Я думаю, что при выборе кандидатуры мое мнение, конечно, будет учитываться.
- То есть ваше мнение учитывается, и затем Борис Грызлов принимает окончательное решение?
- Назначение начальника регионального УВД - очень серьезный и ответственный процесс - здесь нельзя ошибаться. Поэтому управление кадров министерства работает по процедуре, которая учитывает разные точки зрения как внутри министерства, так и позицию других органов власти. Например, министерство в обязательном порядке согласовывает кандидата на этот пост с представителем президента в округе.
- Вы сами еще совсем недавно были главой республиканского Управления внутренних дел, как теперь вы будете относиться к своим коллегам?
- У меня будет к ним отношение старшего оперативного начальника. Но я сразу хочу сказать, что каждый будет заниматься своим делом. Я не собираюсь подменять собой руководителей субъектов Приволжского округа, их полномочия практически не будут урезаны. Возможно, мы из округа будем вмешиваться в какие-то вопросы, но только в порядке осуществления контрольных функций. Многие вопросы они сами должны со мной согласовывать. А их поле деятельности останется таким же, нисколько не меньше. Разница только в том, что теперь их деятельность будет лучше просматриваться. Из Москвы трудно постоянно контролировать и отслеживать ситуацию по всей стране. А мы здесь, рядом, в Нижнем, и в округе у нас только 15 субъектов, а не 89. Из 15 областей и республик легче собирать информацию, быстрее обобщить сведения и принять управленческое решение, дать рекомендации, для того чтобы не запускать проблему и быстро поправить то или иное положение.
- Вас назначили на должность, которую до вас никто не занимал, в структуру, которой еще нет. С чего вы начали?
- Вы правы. Мы начинаем практически с нуля, поэтому мы продолжаем работу над положением о Главном управлении МВД в федеральном округе. И уже думаем над программой наших действий. Кроме той текущей работы, которая запланирована, я уже думаю и над разработкой целевых программ. Есть идея разработать программу по предупреждению распространения наркомании в Приволжском округе и борьбе с ней, поскольку наш Приволжский округ граничит с Казахстаном на протяжении почти двух тысяч километров, есть ворота в три наши области (Оренбургскую, Саратовскую и Самарскую). И это беспокоит нас. Это одна из главных целевых программ в Приволжском округе, которой занимается Сергей Владиленович, и я надеюсь, что активно подключусь, и мы вместе будем работать.
- Принимая предложение возглавить главк, вы понимали, куда идете? Вы можете, например, сравнить уровень преступности в Ижевске и в Нижнем?
- Есть болезни малых городов, есть болезни больших городов. Поэтому криминальная ситуация в Нижнем Новгороде несколько сложнее, чем в Удмуртии. В Ижевске в течение последнего года почти не было заказных убийств, в то время как в Нижнем Новгороде месяц назад буквально расстреляли высокопоставленного чиновника. Нижний Новгород - город большой, третий город в России. Конечно, у него есть свои болезни. Но если говорить о Приволжском округе в целом, то, например, в Кировской области есть проблемы другого порядка. Там экономика находится в крайне тяжелом состоянии, поэтому там ухудшается и криминальная ситуация. Есть проблемы больших производств, например, в Тольятти, где тоже очень сложно. К сожалению, наш Приволжский округ по уровню преступности среди всех округов стоит на первом месте. Удельный вес от общего объема преступлений по России составляет 20 с небольшим процентов - за последние шесть месяцев в округе было совершено 313 тысяч преступлений. Мы "лидируем", а уже за нами идет, скажем, Центральный округ.
- Чтобы изменить такую ситуацию к лучшему, вам нужна сплоченная команда единомышленников. Вы возьмете кого-нибудь к себе со старого места работы, из Удмуртии?
- Может быть, такое и случится. Но, как вы говорите, "взять" из Удмуртии не так-то просто. Возраст у всех достаточно солидный, есть семьи, дети.
- То есть не каждый согласится поехать?
- Дело не в этом, трудно отказаться от поездки в такой город. Вопрос другой - где они будут жить?! Сделать равноценный обмен из Ижевска на Нижний Новгород вряд ли удастся. Если у меня будет возможность и мне будет предоставлено право, денежные средства, чтобы приобрести для главка 2, 3, 4 квартиры, то могут быть варианты. И не только из Удмуртии, могут поехать и из Москвы, и из Омска, где я много лет работал. Тем более дело интересное, новое. Поэтому такие варианты могут быть, только сначала нужно понимать, как будут решены бытовые вопросы.
- Нижний Новгород для вас не чужой город?
- Нет, конечно, я же здесь учился. Некоторые мои однокашники здесь еще работают, кто-то уже успел уйти на пенсию. К тому же в Нижнем живут родители моей жены, брат жены, племянники жены. Поэтому для меня город во многом уже близкий и, надеюсь, станет родным.
Нижний Новгород