Замусоленное уже треплевское ≈ из «Чайки» ≈ «Нужны новые формы» тем не менее бередит умы каждого нового поколения писателей, художников, музыкантов. Молодым, но уже знаменитым и в России, и за её пределами музыкантам ≈ солистам Московской филармонии мы задали несколько вопросов:
1. Возможно ли сегодня по-новому взглянуть и прочитать, то есть исполнить, заигранные концерты?
2. Какие аргументы для вас становятся решающими при выборе нового, не игранного репертуара, сочинений современных композиторов, которые вам придётся навязывать слушателям, доказывая их ценность?
Екатерина Мечетина (фортепиано)
Предстоящие концерты сезона:
23 февраля, Концертный зал им. П.И.Чайковского
Мендельсон – Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
3 апреля, Большой зал консерватории
Де Фалья – «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром
Лист – Бузони – «Испанская рапсодия» для фортепиано с оркестром
17 апреля, Малый зал консерватории
Моцарт ≈ Концерт № 20 для фортепиано с оркестром
16 мая, Малый зал консерватории
Сольный концерт
Мендельсон, Шуман, Шопен
1. Для меня не существует понятия «заигранная музыка». То, что до этого её сыграло несколько поколений других артистов, не минус, а плюс, и говорит о том, что публика будет слушать с прежним удовольствием. Главное ≈ не зацикливаться на трактовках предшественников. Я вообще не слушаю чужие записи, когда обращаюсь к часто исполняемому ≈ именно для того, чтобы не довлели авторитеты прошлого.
2. Только моё собственное впечатление от новой музыки. Если музыка эмоциональная, яркая, образная, не «умозрительная», то я буду представлять такое сочинение публике и тем самым нести ответственность за свой выбор. Скучную и неувлекательную для меня музыку я играть не буду, к какой бы эпохе она ни относилась.
Вячеслав Грязнов (фортепиано)
Предстоящие концерты сезона:
30 января, Малый зал консерватории
Сольный концерт
Шопен
13 марта, Концертный зал им. П.И.Чайковского
Гершвин ≈ Рапсодия в стиле блюз
21 марта, Малый зал консерватории
Гайдн – Концерт для фортепиано с оркестром
1. Исполнение и воспроизведение ≈ это абсолютно разные понятия. «Исполнить» как раз и означает взглянуть, прочитать и понять по-своему, а значит ≈ по-новому. «Новизна» интерпретации ≈ это прежде всего проявление в ней личности исполнителя. Чем крупнее и богаче эта личность, тем «новее» интерпретация.
2. Главный аргумент – именно «неигранность» произведения. То есть возможность взглянуть на сочинение абсолютно свободно, создать образ, концепцию «с чистого листа». Это особенное чувство, когда из поначалу совершенно незнакомой, может быть, даже неблизкой, музыки начинает постепенно, пусть с трудом, рождаться что-то очень родное, дорогое, понятное. При этом возникает жгучее желание этим чувством поделиться со слушателем. Задача исполнителя в том и заключается, чтобы произведение, за которое он берётся, предстало живым и осмысленным.
Иван Почекин (скрипка)
Предстоящие концерты сезона:
21 марта, Малый зал консерватории
Гайдн ≈ Концерт для скрипки с оркестром
1. Новое прочтение возможно, если исходить не из сформированных временем традиций, а отталкиваться от первоисточника, авторского текста.
2. Аргумент при выборе нового репертуара только один ≈ художественная ценность произведения. И тогда можно не навязывать, а достаточно всего лишь предложить. История знает много примеров, когда произведения признавались публикой только через долгие годы с момента их премьеры.
Сергей Антонов (виолончель)
Предстоящие концерты сезона:
15 января, Большой зал консерватории
Элгар ≈ Концерт для виолончели с оркестром
13 марта, Концертный зал им. П.И.Чайковского
Барбер ≈ Концерт для виолончели с оркестром
1. Музыкальное произведение при каждом прочтении рождает в себе новый звук, тембр, трактовку, по-новому воздействует на слушателя.
2. Нужно помнить, что исполнитель несёт на себе не меньшую ответственность, чем композитор. Выбирая произведение, исполнитель должен осознавать, что если произведение не будет принято публикой и критиками, то это непринятие ложится и на его плечи. Композиторы зачастую теряются между своими идеями и возможностями (спецификой) того или иного инструмента. Очень ценна совместная работа композитора и исполнителя. Мстислав Ростропович всегда говорил, что исполнитель ОБЯЗАН искать композиторов и вдохновлять, просить и даже заставлять писать новые произведения! Этот поиск должен происходить всю жизнь исполнителя!