0
1186
Газета Главная тема Печатная версия

29.01.2025 20:30:05

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

Тэги: ссср, детская литература, вера панова, георгий данелия


4-9-1480.jpg
В удивительный мир детства Панова
погружает читателя незаметно и спокойно.
Фото РИА Новости
Одну из лучших и, пожалуй, самую известную из своих книг – повесть «Сережа» – писательница Вера Панова (1905–1973; кстати, в марте этого года исполняется 120 лет со дня ее рождения) посвятила своим детям. Впервые эта вещь была опубликована в 1955 году в журнале «Новый мир».

Панова и сама была человеком очень непростой судьбы, и «Сережа» кажется банальным набором трогательных картинок лишь на первый взгляд. В удивительный и забытый мир детства Панова погружает читателя незаметно, спокойно, разнообразно, утонченно.

Прежде всего, конечно, за счет языка изложения. «У девочек, что ли, бывают рогатки?» – так скажет только ребенок. Хотя и взрослые его прекрасно поймут. Важно, что автор использует «малышовые» словечки, обороты в предельно малых, гомеопатических дозах. Но при этом Панова говорит со своим читателем именно по-детски: искренне, внятно, сердечно, просто. Филологическая клоунада в виде полного перехода на «детский» язык была бы здесь неуместна.

Еще один традиционный прием, который нетрадиционно использует Панова, погружая читателя в детский мир, – юмор. Ирония автора в «Сереже» тоже детская: часто почти незаметная и направленная снизу вверх. То есть прежде всего на взрослых. Они, конечно, сильнее детей, но не лучше и даже вряд ли умнее. «– Неужели? – удивился дядя. – А я думал – братья. Чем-то похожи: один беленький, другой черненький...»

Мир «Сережи» огромен, притом что в нем «главнее совхоза «Ясный берег» ничего нет». И очень непрост. «Петухи клюются, кошки царапаются, крапива жжется, мальчишки дерутся, земля сдирает кожу с колен, когда падаешь, – и Сережа весь покрыт царапинами, ссадинами и синяками. Почти каждый день у него откуда-нибудь идет кровь. И вечно что-нибудь случается».

4-9-2480.jpg
По повести «Сережа» Георгий Данелия снял
одноименный фильм, и это тоже шедевр.
Кадр из фильма «Сережа». 1960
В этом мире Сережа собирает окурки (не для себя), рассматривает мертвую прабабушку (в этой «детской» повести Панова создала едва ли не самый точный в отечественной литературе портрет мертвеца: «Оно было неизвестно что. У человека не бывает так закрытых глаз. Даже когда человек спит, глаза у него закрыты иначе...»), общается с бывшим заключенным, тонет в реке, выясняет, откуда берутся дети («…их покупают в больнице. Больница торгует детьми, одна женщина купила сразу двух. Зачем-то она взяла совершенно одинаковых»), в этом мире в магазинах порой «нужно что-нибудь, а в продаже как раз и нет»...

А почему этот мир в основе своей все-таки радостен, светел – потому что в центре его сам Сережа. Он так добр, что вынужден, например, быть сам себе цензором. Зная наизусть «кучу книжек», «он не может перенести, как это дровосек и его жена обманом завели детей в лес, чтобы они там заблудились и не вернулись никогда. Хоть Мальчик с пальчик спас их всех, но слушать про такие дела невозможно. Сережа не позволяет читать ему эту книжку».

И даже знаменитое «Дядя Петя, ты дурак?» – всего лишь прояснение обстановки, очередное детское открытие. И типичная, кстати, ситуация: чем тяжелее, «неразрешимее» обстановка, тем нужнее чистый детский взгляд.

4-9-3480.jpg
Больница торгует детьми, одна женщина
купила сразу двух. Зачем-то она взяла
совершенно одинаковых. 
Эрастус Солсбери Филд.
Супруга Пола Смита Палмера и ее близнецы.
1838.  Национальная галерея искусств,
Вашингтон
Но если сравнивать, например, художественный фильм Георгия Данелии (1930–2019) «Сережа» (1960) и повесть Пановой, по которой он снят, то среди этих шедевров повесть куда ближе к реальной жизни. Той самой жизни, в которой царствуют, конечно, взрослые. Немногие из них сохранили чистоту души, остались полноправными гражданами детского мира и потому способны говорить, в том числе с детьми, на одном языке. Когда после похорон прабабушки Сережа спрашивает Коростелева: «Мы, что ли, все умрем?», тот говорит ему настоящую, детскую правду: «Нет. Мы не умрем... и, в частности, ты, я тебе гарантирую». Коростелев – единственный духовно состоявшийся, то есть находящийся уже вне времени и над обстоятельствами, герой книги. Только по отношению к Коростелеву Сережа чувствует, что «в этом человеке была его главная надежда, и защита, и любовь».

Еще один художественный прием, благодаря которому Панова погружает читателя в детский мир, – композиция повести. Автор приближает главного героя к аудитории за счет замедления повествования, все более детального изображения событий. Читатель сначала наблюдает за Сережей именно по-взрослому: сверху вниз, издалека, с учетом предварительной характеристики. А затем постепенно становится вровень с ним и переходит в режим реального времени. Это видно даже по названиям глав. Первые две: «Кто такой Сережа и где он живет», «Трудности его существования», последние – «Накануне дня отъезда» и «День отъезда».

В этих последних главах (кульминации) Панова говорит о главном в человеческих отношениях. На первый, огрубевший, поверхностный, взрослый взгляд, желание Сережи ехать в Холмогоры – просто каприз: он же еще болеет, а климат там неважный и т.д. Однако Панова ясным, чистым, детским языком объясняет, что «они оставляют его не потому, что он расхворается, а потому, что он, нездоровый, будет им обузой. А сердце его понимало уже, что ничто любимое не может быть обузой».

Сережа подозревает, что после рождения брата его перестали любить, а в детском мире это равносильно смерти: «…меня закопают в землю...» Или, еще хуже: «…я вырасту, стану капитаном дальнего плавания, а Коростелев и мама будут жить плохо, и вот в один прекрасный день они приедут и скажут: разрешите дрова попилить. А я скажу тете Паше: дай им вчерашнего супу». И когда все идет к тому, что «они уедут, бросив его», спасает Сережу вневозрастной Коростелев.

Мир остается настоящим. Глядя на него глазами ребенка, Панова говорит как раз об этом – одном-единственном, вечно детском мире. Он и сегодня живет так, будто у него еще все впереди.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Не верю таким коммунистам

Не верю таким коммунистам

Вячеслав Огрызко

В 1957 году партаппаратчики воспользовались тем, что Никита Хрущев обидел писателей, и устроили бунт

0
1473
Прийти в библиотеку – это было счастье

Прийти в библиотеку – это было счастье

Кирилл Голицын

Алекс Громов поднимает со дна советскую «Атлантиду»

0
697
Обе группировки жаждали власти

Обе группировки жаждали власти

Вячеслав Огрызко

0
5897
Смогут ли россияне съедать шесть бутербродов с красной икрой в год

Смогут ли россияне съедать шесть бутербродов с красной икрой в год

Валентин Балашов

На свою зарплату житель РФ может купить примерно столько же деликатесного продукта, сколько и советский человек

0
9138

Другие новости