В 1961 году Игорь Можейко начал писать очерки, но еще не фантастику. Фото из архива Михаила Манакова |
Вышел и ряд неожиданных книг. На весенней книжной ярмарке non/fiction прошла презентация трех более чем 800-страничных томов из цикла «Приключения Алисы». Поначалу планировалась одна книга – с самыми известными повестями «Приключения Алисы», «День рождения Алисы», «Сто лет тому вперед». Однако стараниями библиографа и исследователя творчества Булычёва Михаила Манакова вышли три со всеми самыми любимыми читателями произведениями. Наиболее интересна в этом издании повесть «Пленники астероида». Эта версия текста практически неизвестна массовому читателю.
История создания этого произведения сама похожа на роман. В начале 1981 года на киностудии «Союзмультфильм» заканчивалась работа над большим проектом – полнометражным фантастическим мультфильмом «Тайна третьей планеты». Параллельно на студии развивался другой глобальный проект, след которого в 2013 году обнаружил в архивах «Союзмультфильма» исследователь советской мультипликации Георгий Бородин. «Начало переговоров о советско-японской мультипликационной постановке относится, видимо, к 1979 году, – рассказывает он. – Во всяком случае, в марте 1980-го уже была выбрана тема – вольная экранизация романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Уже в апреле 1981 года Кир Булычёв предложил студии сценарную заявку, она сначала была одобрена, но потом отвергнута. Кир Булычёв не стал автором советского аниме, но продолжал работу над сюжетом. В архивах «Союзмультфильма» сохранилось еще одно либретто мультфильма – уже космический вариант «Пятнадцатилетнего капитана». Но и эта картина не была снята. Зато история легла в основу повести «Ловушка», которая печаталась в газете
Кир Булычёв. Миллион приключений. Заповедник сказок: Приключения Алисы: Повести.– СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023. – 864 с. (Большие книги) |
Этот трехтомник – для широкого круга. А Манаков тем временем аккурат к юбилею представил книгу из цикла «Для узкого круга». В ней библиограф выпускает произведения Булычёва-Можейко – либо совсем неизвестные, либо в редких малоизвестных редакциях.
Книга «1185 год. Восток – Запад» также с богатой историей. Она подписана настоящим именем автора – Игорь Можейко. Научно-популярная работа по истории Евразии. Именно так. Однажды историк заметил, что его предмет в основном изучают, по его меткому выражению, «как речки»: история России, история Китая, история Японии, история Англии, история Германии, история Востока. А между тем все эти страны и регионы были связаны множеством «ниточек». Взяв за отправную точку 1185 год, в котором произошли события, описанные в «Слове о полку Игореве», автор заметил, что одновременно жили князь Игорь и Владимир Галицкий, Шота Руставели и Низами, Ричард Львиное Сердце и Фридрих Барбаросса, Чингисхан и грузинская царица Тамара. «Автор нашел прием, – пояснил Манаков, – позволивший ему увязать события в разных странах – от Тихого до Атлантического океана: он как бы движется по Великому шелковому пути и показывает читателю жизнь людей и целых народов, которые, может быть, не знали о существовании друг друга, но тем не менее были тесно взаимосвязаны невидимой нитью торговых и культурных контактов».
В 2001 году Кир Булычёв и автор этой статьи участвовали в посадке Аллеи имени Алисы Селезневой в парке «Дружба». Фото Игоря Борисенко |
Хочется еще сказать, что в 2022 году Манаков таким же образом поступил с циклом исторических очерков Игоря Можейко «Тайны истории». В дополнение к «каноническому» составу из восьми книг, выходивших ранее под этим названием, в два толстенных тома вошло около 20 вариантов статей из газеты «Пионерская правда», серьезно отличающихся от известных книжных версий, а также 25 статей с оригинальными сюжетами (как из «Пионерки», так и из других изданий). Одна из статей, недавно найденная в архиве Булычёва, была опубликована впервые.
Игорь Можейко. 1185 год. Восток – Запад: исторические очерки. Сост. М.Ю. Манаков.– Челябинск: ЛАБИринТ КБ, 2024. – 704 с. (Для узкого круга) |
«Основной объем подготовительных работ составила, как ни странно, ретушь иллюстраций, – рассказал Манаков. – Для первого тома потребовалось обработать почти 300 черно-белых рисунков Киры Сошинской (супруги писателя. – «НГ-EL»). Для второго тома – примерно столько же: Сошинской и Константина Тадорашко. Все рисунки были просканированы с оригиналов, бережно хранившихся в архивах художников».
В чем же секрет популярности Кира Булычёва? Почему к его творчеству – и художественному, и научному – снова и снова обращаются издатели и кинематографисты? Он привнес в русскую фантастику ХХ века человечность. Однажды я его спросил, как так вышло, что в его произведениях женских персонажей больше, чем у кого бы то ни было, и все они такие яркие. «Фантастика – это все-таки паралитература и в наших условиях до «большой литературы» немного не дотягивает, – сказал он. – Реалистическая литература занята выяснением отношений между людьми, а люди – это обязательно или мужчины, или женщины. А в фантастической литературе этот принцип художественной литературы часто забывается. Идет подмена отношений – на место отношений между мужчиной и женщиной ставятся отношения другого рода – между человеком и обществом, человеком и техникой, человеком и наукой, человеком и машиной и так далее... И выходит, что машина, наука и другие подобные штуки начинают служить заменителем женщин... Что мне кажется определенного рода извращением».
Кир Булычёв всегда был за традиционные ценности.
Поэтому его сюжеты будут интересны во все времена.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать