0
5912
Газета Главная тема Печатная версия

14.02.2024 20:30:05

Конспект оказался записной книжкой

Новую книгу о Венедикте Ерофееве представили в Коломне

Тэги: венедикт ерофеев, коломна, проза, музей, дом сурановых


6-9-1480.jpg
Директор музея и арт-резиденции
«Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»
Екатерина Ойнас с книгой «Венедикт
Ерофеев: Коломна и не только».   
Фото Саши Уварова
Коломна из тех городков, которые сразу западают в душу. Всего полтора-два часа от Москвы, и ты уже бродишь по узким улочкам, где двухэтажные домишки украшают невероятной красоты ажурные наличники, а ты переходишь через трамвайные пути, сделанные по образу и подобию железнодорожных, поднимаешь голову, минуя Пятницкие ворота, или спускаешься к понтонному разводному мосту полюбоваться на Москву-реку.

На этот раз визит в Коломну был запланирован ради новой книги «Венедикт Ерофеев: Коломна и не только». Сборник был создан биографами писателя – Олегом Лекмановым и Ильей Симановским – в содружестве и соавторстве с музеем-резиденцией «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» (Коломна). Арткоммуналка выступила и издателем книги, поэтому бумажный тираж невелик – 200 экземпляров, а значит, сразу по выходу из типографии книга превратилась в библиографическую редкость.

Как отмечают создатели книги, Коломна – город, разделивший судьбу классика русской литературы второй половины ХХ века Венедикта Ерофеева на «до» и «после».

Именно здесь, в Коломенском пединституте, заканчивается многолетний путь Ерофеева-студента. Позади – годы обучения в МГУ и двух пединститутах; впереди – кабельные работы, поэма «Москва – Петушки», любовь и восхищение «по ту и по эту сторону Пиренеев», запоздалое признание на родине…

Вполне закономерно, что именно коломенский музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» сегодня претендует на звание географического центра изучения наследия автора «Москвы – Петушков».

Директор музея и арт-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» Екатерина Ойнас поделилась историей возникновения книги. Оказывается, в 2018 году в Литфонде музей купил лот под названием  «Венедикт Ерофеев. Конспекты лекций по философии» (Коломна, 1963. 68 с.). Екатерина связывается с ерофеевоведом и биографом Александром Агаповым. После изучения рукописи Александр сообщает, что это не конспект студента, а записная книжка, за которой охотятся все ерофеевоведы. Так, случайно музей получил мемориальную вещь гения места.

6-9-16250.jpg
Венедикт Ерофеев: Коломна
и не только: Сборник статей
и публикаций / Сост.
О. Лекманов, И. Симановский.–
Коломна: Издательская
программа музея-резиденции
«Арткоммуналка. Ерофеев
и Другие», 2023. – 428 с.
«Задача проанализировать эту меморию заключалась в том, чтобы определить, как она связана с героем нашего музея, что этот период значил в контексте всей его жизни, что о нем рассказывает как о человеке и о писателе. Я задумалась: может, пригласить исследователя в нашу литературную резиденцию? Что мы и сделали, пригласив Илью Симановского. Вернее, даже он нас нашел сам. Он – исследователь жизни и творчества Венедикта Ерофеева, а еще и физик, историк литературы, кандидат физико-математических наук. Илья работает в паре с Олегом Лекмановым, и они отлично дополняют друг друга», – поделилась Екатерина Ойнас.

В 2018 году, в год 80-летия со дня рождения Ерофеева, соавторы готовили к выходу книгу «Венедикт Ерофеев. Посторонний» и решили обратиться в «Арткоммуналку» за информацией о коломенском периоде Венички, в итоге это вылилось всего в две страницы текста. С учетом того, что двух страниц явно недостаточно, чтобы раскрыть именно коломенскую биографию Ерофеева, возникла идея создания отдельного труда.

В книге опубликованы разные материалы: воспоминания друзей Венедикта Ерофеева и генеалогическое древо его рода; приобретенный «Арткоммуналкой» дневник Ерофеева с выписками из философов-экзистенциалистов и его обсуждение филологами, историками и биографами… Кстати, большинство материалов и редких фотографий, сканы рукописей, вошедших в сборник, напечатано впервые.

Сборник разделен на три части, где точкой отсчета становится город и пребывание в нем Ерофеева, – «До Коломны», «Коломна» и «После Коломны».

«Не так много исследований про Ерофеева издается. И мы решили использовать и те материалы, которые у Олега и Ильи накопились до коломенского периода, ранее нигде не публиковавшиеся», – рассказала Екатерина Ойнас.

Это и мемуары сестер писателя, фиксирующие картины трудной жизни небольших городов, поселков и сел, где им и их брату довелось провести годы детства и юности, познав голод, эвакуацию, арест деда и отца...

Это и атмосфера советской жизни 1950–1960-х годов, которая запечатлена в стенограмме комсомольской конференции. О Ерофееве вспоминали и знакомые и друзья: Владимир Скороденко, Пранас Моркус, Лев Кобяков, Галина Муравьева, Борис Сорокин.

6-9-2480.jpg
Василий Суранов часто писал в своем
кабинете при свечах и скреплял письма
сургучной печатью.  Фото автора
Вторая часть написана куратором литературной резиденции музея Игорем Сорокиным в художественном мифотворческом духе. Игорь попробовал применить такую оптику и посмотреть на Коломну 1962–1963 годов глазами Ерофеева. Это превратилось не в документ и архивную часть, а в художественно-поэтическую работу, своего рода вербатим. Сорокин проанализировал жизнь города и через архивные материалы – через газетные выпуски «Правды» и другие.

«О Коломне Ерофеева мы имеем отрывочные сведения, соткать из них полноценное полотно «картины жизни» невозможно, потому нам ничего не остается, кроме как восполнять лакуны документами эпохи в сопровождении «шумов» прошедшего времени... В августе 1962 года 23-летний студент Венедикт Ерофеев приехал в Коломну подавать документы в Коломенский педагогический институт. После МГУ, Орехово-Зуева, Владимира. Из Павловского Посада, где после очередного изгнания поработал на поточной линии завода стройматериалов... Он везет с собой чемоданчик. В нем кроме летних вещей, бритвенного станка, зеркальца и документов – записи в тетрадях и аккуратно потрепанная Библия. «Вещдок» – повод для исключения из Владимирского пединститута. Белая рубашка – всегда чистая. Мамина выучка-привычка. Единственное, что досталось от нее... В тетрадях коллажи из цитат, игра мысли – в ней участвуют люди, жившие в разное время. Думавшие на разных языках. Тут по воле демиурга вступают в споры – на русском», – пишет Игорь Сорокин в своей работе под названием «Хроники Ерофеева», пестрящей цитатами из газет и афиш. Также в эту часть вошли и рассказы однокурсников Венедикта Ерофеева по Коломне.

Иллюстрации в «коломенскую часть» собирали вместе с респондентами проекта «Коммунальная Одиссея», когда в музей-резиденцию приходят жители городка и дают интервью, которые публикуются в медиаархиве музея в открытом доступе. Нина Баркова, будучи невестой, приезжала в Коломну из Ленинграда именно в октябре 1963 года, взяв с собой фотоаппарат. Она проходила по городу как человек, в первый раз увидевший его уклад, ей было все интересно. Она поделилась своим черно-белым фотоархивом. Все фотографии в книге были отпечатаны полноцветом, чтобы не потерять качество.

Третья часть сборника «После Коломны» посвящена философскому анализу. В нее входят философские записи и выписки Ерофеева, которые комментируют составители сборника, а главное – впервые републикуемая записная книжка в формате сканов и выверенной расшифровки. Записная книжка датирована июлем 1963 года, а это чуть позже тех дат, в которые писатель был в Коломне, буквально месяц спустя.

В декабре 2022 года, когда собирался материал для третьей части, музей провел онлайн-конференцию, на которую для обсуждения философских записок Ерофеева Олег и Илья пригласили философов, которые попробовали понять интерес писателя к экзистенциализму, а также почему Ерофеев из немецкого словаря в 1962 году стал делать эти выписки из непреподаваемых, непопулярных философов.

По итогам конференции ее расшифровали и включили в книгу. Завершают книгу именной указатель, список сокращений и информация об авторах.

Помимо презентации книги в музее-лаборатории «Шелковая фабрика» удалось послушать лекцию «Легендарные текстильные драгоценности. От подделки до шедевра» от исследователя традиционного костюма, искусствоведа и куратора выставки «Россия в шелках» Андрея Боровского.

А по приезде в Коломну нас пригласили в Дом Сурановых на экскурсию «На игре», во время которой открылось много интересного об издателе, купце 3-й гильдии Василии Суранове. Но это уже отдельная история, даже целое путешествие по дому, где играют на фортепиано, показывают шитье и приданое, учат делать свечи и пряники, кормят обедом, приготовленным в печи по рецептам из поваренной книги купеческой семьи.

Специально для музея историки Ольга и Павел Сюткины адаптировали книгу с устаревшими мерами, превратив в реальные рецепты, которые сможет использовать любая хозяйка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1964
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
2058
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
3312
Коты – они такие звери

Коты – они такие звери

Сергей Долгов

Женский ответ Фету, аппетитный снег и рулон разговора

0
336

Другие новости