Лауреаты и дипломанты и ведущие награждения Международного литературного Волошинского конкурса.
Актуальный и полезный тренд – связывать литфестиваль с географическим локусом. Совмещать, синтезировать литературные конкурсы, семинары с прогулками по местности, вообще, с узнаванием новых мест, их истории, судеб писателей, которые в ней проживали. И вот, недавно произошло знаменательное событие, ставшее ярким сему примером. Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», посвященный 130-летию волошинской Киммерии, прибыл из Крыма в Калининградскую область и на фоне чудесной для сентября погоды (казалось, Крым привезли в Калининград, жара доходила до 30 градусов) провел там юбилейный XX-й Международный литературный фестиваль имени М.А. Волошина «От Чёрного моря – до Балтийского».
Напомним, «Волошинский сентябрь» –крупнейший и старейший форум в России – место для обмена опытом между писателями и упругая стартовая площадка для молодых талантов. Проводится он Министерством культуры Республики Крым, Домом-музеем М.А. Волошина Музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина», Фондом «Волошинский сентябрь», Союзом российских писателей под руководством его создателя и неизменного руководителя – поэта, прозаика, культуртрегера Андрея Коровина. Трудно представить, но за годы проведения в форуме поучаствовали более 10 000 деятелей искусства, науки и культуры из России и других стран. В разные года фестиваль посетили такие знаковые деятели культуры, как Дмитрий Бак, Павел Басинский, Евгений Бунимович, Бахыт Кенжеев, Юрий Кублановский, Евгений Рейн, Светлана Кекова, Анатолий Ким, Илзе Лиепа, Григорий Остер, Владислав Отрошенко, Михаил Сеславинский, Саша Соколов, Леонид Юзефович, Алексей Цветков. Список, конечно, далеко не полный.
Много лет площадкой Волошинского фестиваля был магнетический Край Голубых Вершин – Коктебель, прославленный поэтом, художником, гением места Максимилианом Волошиным. Однако, учитывая то, что в мероприятии всегда участвовали авторы со всей России и из-за рубежа, география его постепенно расширилась. В последние годы форум проводился в Севастополе, а также в Казани и Елабуге. И вот теперь – Калининград, и шире – Калининградская область. Прибыл туда фестиваль не случайно. Местные литераторы не раз были участниками Волошинского феста: среди этих имен поэты Игорь Белов и Борис Бартфельд. Борис в компании с калининградским писателем Дмитрием Ворониным стал для гостей радушным хозяином, советчиком, открывателем истории Калининграда и его топонимов.
Недаром мои друзья хором твердили, что Калининградская земля – место особое. Приезжая туда, попадаешь в другой мир, где русская речь и ментальность сочетаются с европейской культурой. Недаром старое имя Калининграда – Кенигсберг. Уютные домики-замки красного кирпича, увитые плющом, местами фахверковая архитектура, ступенчатые фронтоны, башни, руины старинных замков, древние же кирхи и готика. Место стыка и синтеза культур, где на протяжении веков вершились грандиозные исторические коллизии. Главным образом, крестовые походы рыцарей Тевтонского ордена, которые покоряли и христианизировали племена балтоязычных пруссов (об этом много рассказывал Борис Бартфельд). И ойкумена эта, как ореолом, окружена Балтийским морем, заливами, увенчана Куршской и Балтийскими косами, которые, если посмотреть на карту, и вправду напоминают «косы», «косички», торчащие в стороны Эстонии и Польши. А гении места здесь – немецкий философ (которого, впрочем, некоторые почитают русским) Иммануил Кант и его студент – писатель-романтик, сказочник, композитор, художник Эрнст Теодор Амадей Гофман.
Лауреат конкурса, поэт Надя Делаланд и поэт, прозаик Борис Бартфельд. |
Как всегда, «лабораторией» форума стали мастер-классы по поэзии (ведущие – заместитель главного редактора журнала «Новый мир» Павел Крючков, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета Артём Скворцов) и по прозе (ведущие – Светлана Василенко и прозаик, ответственный редактор альманаха «Лёд и пламень» Игорь Кузнецов). В уютной «гостиной» обстановке библиотеки им. А.М. Горького разбирали, например, динамичную и захватывающую прозу Аси Аксеновой и ироничную – Марии Косовской, Павел Крючков устраивал «блиц-интервью» с мягким подвохом с молодой калининградской поэтессой Ксенией Август. Вообще, второй день был очень насыщен. Здесь прошла и встреча с председателем клуба поэзии МГУ Тимуром Семеновым, который вещал о возобновленной в 2017 году активной работе клуба, который существовал еще в 1980-е. Здесь и вечер памяти одного из крупнейших андеграундных поэтов второй половины XX века Юрия Влодова, который провела поэт, биограф, составитель его книг Людмила Осокина, и встреча с поэтами Санкт-Петербурга, привнесшая прохладного колорита Северной Пальмиры, и презентация журнала «Этажи», проведенная главным редактором Ириной Терра, которая с теплотой представила авторов – поэтов Ольгу Сульчинскую, Ольгу Аникину и др. И встреча с поэтом, прозаиком Элиной Суховой, напомнившая «американские горки»: от горькой слезы о родителях до восторга и смеха один рывок и кувырок. Были и чтения калининградцев – Бориса Бартфельда, Ксении Август, Олега Глушкина и Дмитрия Воронина, и представленный мной 3-й том поэтической антологии «Уйти. Остаться. Жить» с ярко выраженной маргинальной нотой. А на закуску – Турнир поэтов «Коктебель-Калининград-2023» в джаз-клубе бара «Лондон» с блистательным конферансом культуртрегера, соведущей фестиваля Нины Дунаевой: победителем турнира стал поэт Василий Нацентов (Воронеж), приз зрительских симпатий получила поэт, прозаик, переводчик Ирина Чуднова (Пекин).
Заместитель главного редактора журнала «Новый мир», звукоархивист Павел Крючков демонстрирует фоновалик с записью голоса Льва Толстого. Фото автора |
Творческие встречи по вечерам также продолжались в Каминном зале творческого пространства «Альбертина». Там состоялись выступления поэтов Анны Трушкиной, Майи Шереметевой, Марии Затонской, Нади Делаланд, Григория Медведева, Василия Нацентова, Юрия Татаренко, писателей Марии Косовской и Леры Манович.
Отдельной акцией фестиваля стали творческие встречи с учащимися 8-11 классов школ Калининграда № 10, № 31, «Школы Будущего» и лицея № 23, где писатели не только рассказали о себе и своей работе, но и познакомились с творчеством самих юных калининградцев.
А ведь фестиваль только набрал силу. Состоялась большая поездка участников в Гвардейск с осмотром замков, кирх и аистиных гнезд и выступление в Центральной библиотеке Черняховска. В тот же день в Калининграде в арт-пространстве «Закхаймские ворота» представили сборник разных (часто тонко эротических) рассказов «Путешествия любви» (2023), куда вошли произведения членов жюри и победителей Волошинского конкурса разных лет. На следующий день Борис Бартфельд водил гостей по литературному району Калининграда, где сконцентрировались улицы Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Бродского, Высоцкого и др. Но главное, что в Калининграде оказалась и улица самого Максимилиана Волошина – тут всем сразу стало понятно, почему Волошинский фестиваль оказался на западе России. Вечером того же дня были концептуальные встречи – с Ириной Чудновой, которая рассказывала о литпроцессе в современном Китае, с поэтом, переводчиком Астьером Базилио, который увлеченно занимается эквиритмичным переводом русской поэзии на португальский. Завершилось это грандиозным номером – Андрей Коровин и Астьер, перемежаясь, читали стихотворение Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай» – первый – на русском, второй – свой перевод на португальском. Нельзя не отметить и вечера (как бы чувственные телепередачи) звукоархивиста Павла Крючкова «Звучащая литература», на которых он показывал и неподражаемо комментировал порой чудом сохранившиеся записи голосов Владимира Маяковского, Лили Брик, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Корнея Чуковского, Бориса Слуцкого, Михаила Исаковского и многих других.
В Зеленоградске почтили память еще одного гения места – поэта, путешественника, рыболова, авантюриста Сэма Симкина. На Балтийском море был мощный живописный шторм, кружились и танцевали в вихрях чайки. В Светлогорске (Раушене), волшебном городе на дюне, куда переместился центр фестиваля в последние три дня и где сосредоточился еще один внезапный рай, участники выступали в Доме писателей и Светлогорском филиале Музея Мирового Океана. Между прочим, прошла презентация «Антологии мистической поэзии» и сборника «Мистические истории», изданных Московским союзом литераторов. Чтения (иногда таинственно в полной темноте) провели составители Татьяна Виноградова и Людмила Осокина. В тесном кругу Дома писателей прошли творческие вечера Ирины Горюновой, Алисы Поникаровской, Ольги Сульчинской и Елены Лапшиной.
А завершился фестиваль незабываемой поездкой в самую западную точку России – город Балтийск, где в музейном пространстве «Старый люнет» на Балтийской косе участники фестиваля прочитали стихи и почтили память Петра Великого (который бывал здесь несколько раз), императрицы Елизаветы Петровны (её конная статуя у основания Северного мола является второй по размеру в России, и одной из самых больших в мире среди посвященных женщинам) и Иосифа Бродского, который посвятил городу стихотворение.
Что еще сказать. Читайте выше, можно снизу вверх. Это было прекрасно!
Калининград-Москва
комментарии(0)