Волшебный цветок – символ бескорыстной любви. Кадр из мультфильма «Аленький цветочек». 1952
На самом деле в этом году свой юбилей отмечает не одна известная книжка, но давайте вспомним хотя бы несколько. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» («Пионерская правда», 1933) Аркадия Гайдара сегодняшним детям вряд ли известна и по своему сюжету типична для базовых текстов советского канона. На родные места Мальчиша нападают буржуины, когда все старшие ушли воевать, защищать село некому, вот Мальчиш и возглавляет ополчение малышей. В самый важный момент все дело портит Мальчиш-Плохиш, который уничтожает боеприпасы. В результате Кибальчиша берут в плен к Главному Буржуину и жестоко пытают. Он, разумеется, не сдает никаких тайн и мученически погибает, а в конце набегает Красная армия и всех освобождает. Место погребения Кибальчиша, на Синей горе, превращается в гражданскую святыню.
«Плывут пароходы –
привет Мальчишу!
Пролетают летчики –
привет Мальчишу!
Пробегают паровозы –
привет Мальчишу!
А пройдут пионеры –
салют Мальчишу!»
Персонаж Гайдара настолько глубоко вошел в геройскую мифологию нескольких поколений, что ему даже открыли памятник у главного входа в московский Дворец пионеров на Ленинских горах. Мальчиш в виде памятника бос, одет в буденовку и ступает вперед с саблей и горном в руках.
![]() |
Над Мухой издевался сначала паук, а потом цензура. Кадр из мультфильма «Муха-Цокотуха». 1976 |
«Три толстяка» (издательство «Земля и фабрика», 1928) Юрия Олеши – тоже написана для детей и тоже политически насыщена. Книжка повествует о революции бедняков против трех толстых олигархов, захвативших монополии на хлеб, уголь и железо и служащих регентами при несовершеннолетнем наследнике Тутти. Недовольные мятежники с оружейником и воздушным гимнастом во главе то и дело поднимаются против гвардейцев Толстяков, оружейника заточают в клетку, а гимнаст при помощи обеспеченного, но сочувствующего мятежникам ученого маскируется, узнает потайные ходы во дворец и подменяет испорченную восставшей группой гвардейцев чудесную куклу наследника на живую девочку – циркачку Суок, как две капли воды похожую на куклу. Так закручивается фабула сказки – Суок и Тутти оказываются разлученными близнецами, девочка спасает оружейника, но сама оказывается схваченной и приговоренной к казни, но в последний момент ее подменяют куклой, а Толстяков свергают, морок деспотии заканчивается триумфом народа. Олеша посвятил сказку будущей жене Евгения Петрова, соавтора Ильфа, а имя главной героине дали знаменитые в те годы сестры Суок. Младшая, Серафима, была главной любовью Олеши и женой сначала Нарбута, потом Харджиева, потом Шкловского. Средняя, Ольга, была женой самого Олеши, а старшая, Лидия, – женой Багрицкого. Так что двойничество в сказке – живая девочка и ее бесчувственная копия-кукла – отражает коллизию личной жизни сочинителя. А вот история свержения Толстяков поучительна во все времена – одному народу победить своих пожирателей не под силу, нужен заговор или восстание гвардейцев. Правда, что там было после революции автор не рассказывает, но этого обычно никто толком не представляет.
![]() |
Толстяков просто так не свалить. Кадр из фильма «Три толстяка». 1966 |
«Сказке о глупом мышонке» (издательство «Синяя птица», 1923) Маршака тоже 100 лет, причем написана она при довольно грустных обстоятельствах. Летом 1923 года шестилетний сын поэта нуждался в срочном и дорогостоящем лечении, и, чтобы добыть деньги, Маршак договорился написать детскую сказку и сделал это всего за одну ночь. В сказке капризный мышонок отказывается спать, и мать поочередно приводит к нему попеть колыбельную разных животных, от свиньи до лошади, пока распоясавшийся мышонок не находит няньку с идеальным голосом – кошку, которая его будто бы и съедает. Впрочем, через 30 лет он напишет продолжение – «Сказку об умном мышонке», демонстрируя, что мышонок все-таки уцелел. Так или иначе, сказка показывает, как мы порой плохо справляемся с правом и свободой выбора, отдавая предпочтение собственному погубителю.
У «Аленького цветочка» (приложение к автобиографии «Детские годы Багрова-внука», 1858) – русской, аксаковской вариации на весьма популярный сюжет «красавица и чудовище», тоже юбилей, 165 лет. Произведений с похожим сюжетом (он – принц, заколдованный в чудовище, она – красавица, которая влюбляется в него, несмотря на его уродство, и любовь ее снимает злые чары) во всем мире очень много – от «Амура и Психеи» Апулея до русской народной сказки «Перышко Финиста ясна сокола», а мораль произведения прямо противоположна маршаковской сказке. Можно выбрать мерзкого зверя и сорвать куш. Только в жизни такое редко случается.
Это еще не все книги-юбиляры, в этом году их много. Это и «Декамерон» Боккаччо (670 лет), и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле (490 лет), и «Гордость и предубеждение» Остин (210 лет), и «Идиот» Достоевского (155 лет), и «Война миров» Уэллса (125 лет), и «Алые паруса» Грина (100 лет), и «Игра в бисер» Гессе (80 лет), и «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери (70 лет), и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына (50 лет), и «Жизнь насекомых» Пелевина (30 лет), и много-много других книг. В самый раз перечитать, вздохнуть и подумать… Главное – не впадать в отчаяние.
комментарии(0)