0
6766
Газета Главная тема Печатная версия

09.08.2023 20:30:05

Куклы и олигархи

165 лет «Аленькому цветочку», по 100 – «Мухе-цокотухе» и «Сказке о глупом мышонке», 95 – «Трем толстякам», 90 – «Мальчишу-Кибальчишу»

Тэги: юбилеи, мальчишкибальчиш, мухацокотуха, детская литература, аркадий гайдар, маршак, чуковский


юбилеи, мальчиш-кибальчиш, муха-цокотуха, детская литература, аркадий гайдар, маршак, чуковский Волшебный цветок – символ бескорыстной любви. Кадр из мультфильма «Аленький цветочек». 1952

На самом деле в этом году свой юбилей отмечает не одна известная книжка, но давайте вспомним хотя бы несколько. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» («Пионерская правда», 1933) Аркадия Гайдара сегодняшним детям вряд ли известна и по своему сюжету типична для базовых текстов советского канона. На родные места Мальчиша нападают буржуины, когда все старшие ушли воевать, защищать село некому, вот Мальчиш и возглавляет ополчение малышей. В самый важный момент все дело портит Мальчиш-Плохиш, который уничтожает боеприпасы. В результате Кибальчиша берут в плен к Главному Буржуину и жестоко пытают. Он, разумеется, не сдает никаких тайн и мученически погибает, а в конце набегает Красная армия и всех освобождает. Место погребения Кибальчиша, на Синей горе, превращается в гражданскую святыню.

«Плывут пароходы –

привет Мальчишу!

Пролетают летчики –

привет Мальчишу!

Пробегают паровозы –

привет Мальчишу!

А пройдут пионеры –

салют Мальчишу!»

Персонаж Гайдара настолько глубоко вошел в геройскую мифологию нескольких поколений, что ему даже открыли памятник у главного входа в московский Дворец пионеров на Ленинских горах. Мальчиш в виде памятника бос, одет в буденовку и ступает вперед с саблей и горном в руках.

28-9-3480.jpg
Над Мухой издевался сначала паук, а потом
цензура. Кадр из мультфильма
«Муха-Цокотуха». 1976
По поводу имени Кибальчиша велись различные споры. Есть версия, что в первом варианте текста имя его пишется через «п», Кипальчиш, потому что это мальчик в кипе – оттого, мол, что Гайдар оставался тайным троцкистом. Другие считают, что прототип героя – Владимир Кибальчич, сын друга автора, анархиста, коминтерновца и писателя Виктора Сержа, в последующем ставший мексиканским художником Влади. Третьи предполагают, что Гайдара вдохновила фигура народовольца и изобретателя Николая Кибальчича, казненного за участие в убийстве царя Александра II – он изготовил для теракта снаряды с «гремучим студнем». Сказка на самом деле была частью повести «Военная тайна», написанной в психбольнице. В дневнике Гайдара есть такая запись: «За свою жизнь я был в лечебницах раз, вероятно, восемь или десять – и все-таки это единственный раз, когда эту – хабаровскую, сквернейшую из больниц – я вспомню без озлобления, потому что здесь будет неожиданно написана повесть о «Мальчише-Кибальчише». Причина – как сейчас бы сказали, ПТСР – контузия и пережитое в Гражданской войне. В одном из отрядов, где он был взводным, в сражении погибло 90% личного состава. Детский классик прошел через такую мясорубку, что кровавые кошмары снились ему до конца дней. Отступали они только в дороге, поэтому он до самой смерти постоянно колесил по стране.

«Три толстяка» (издательство «Земля и фабрика», 1928) Юрия Олеши – тоже написана для детей и тоже политически насыщена. Книжка повествует о революции бедняков против трех толстых олигархов, захвативших монополии на хлеб, уголь и железо и служащих регентами при несовершеннолетнем наследнике Тутти. Недовольные мятежники с оружейником и воздушным гимнастом во главе то и дело поднимаются против гвардейцев Толстяков, оружейника заточают в клетку, а гимнаст при помощи обеспеченного, но сочувствующего мятежникам ученого маскируется, узнает потайные ходы во дворец и подменяет испорченную восставшей группой гвардейцев чудесную куклу наследника на живую девочку – циркачку Суок, как две капли воды похожую на куклу. Так закручивается фабула сказки – Суок и Тутти оказываются разлученными близнецами, девочка спасает оружейника, но сама оказывается схваченной и приговоренной к казни, но в последний момент ее подменяют куклой, а Толстяков свергают, морок деспотии заканчивается триумфом народа. Олеша посвятил сказку будущей жене Евгения Петрова, соавтора Ильфа, а имя главной героине дали знаменитые в те годы сестры Суок. Младшая, Серафима, была главной любовью Олеши и женой сначала Нарбута, потом Харджиева, потом Шкловского. Средняя, Ольга, была женой самого Олеши, а старшая, Лидия, – женой Багрицкого. Так что двойничество в сказке – живая девочка и ее бесчувственная копия-кукла – отражает коллизию личной жизни сочинителя. А вот история свержения Толстяков поучительна во все времена – одному народу победить своих пожирателей не под силу, нужен заговор или восстание гвардейцев. Правда, что там было после революции автор не рассказывает, но этого обычно никто толком не представляет.

28-9-2480.jpg
Толстяков просто так не свалить.
Кадр из фильма «Три толстяка». 1966
Следующая юбилярша, гениальная «Муха-Цокотуха», написана Чуковским ровно 100 лет назад (впервые опубликована в издательстве «Радуга» на год позже), и хоть там и нет никаких революций, а лишь победа над злодеем-пауком, насильником и кровопийцей, а еще свадьба героя-Комара и спасенной жертвы-Мухи, цензура беспощадно затравила бедного автора. Комар – видите ли, переодетый принц, а Муха – принцесса, чаепитие у насекомых мещанское, быт у них купеческий, буржуазный (именины, свадьба, еда на столах, самовар), безыдейность в сказке вопиющая, а муха на иллюстрациях слишком близко стоит к комару, да еще и улыбается – разврат налицо. Чуковский отчаянно оправдывался. В конце 1960-х придирались уже за то, что в сказке восхваляется гнусный паразит, а брак разных биологических видов и вовсе противоестественен. Сегодня подобные претензии, увы, не кажутся фантастическими. Хорошо хоть комар мужского рода, а муха женского, иначе на бедном Чуковском топтались бы и после смерти.

«Сказке о глупом мышонке» (издательство «Синяя птица», 1923) Маршака тоже 100 лет, причем написана она при довольно грустных обстоятельствах. Летом 1923 года шестилетний сын поэта нуждался в срочном и дорогостоящем лечении, и, чтобы добыть деньги, Маршак договорился написать детскую сказку и сделал это всего за одну ночь. В сказке капризный мышонок отказывается спать, и мать поочередно приводит к нему попеть колыбельную разных животных, от свиньи до лошади, пока распоясавшийся мышонок не находит няньку с идеальным голосом – кошку, которая его будто бы и съедает. Впрочем, через 30 лет он напишет продолжение – «Сказку об умном мышонке», демонстрируя, что мышонок все-таки уцелел. Так или иначе, сказка показывает, как мы порой плохо справляемся с правом и свободой выбора, отдавая предпочтение собственному погубителю.

У «Аленького цветочка» (приложение к автобиографии «Детские годы Багрова-внука», 1858) – русской, аксаковской вариации на весьма популярный сюжет «красавица и чудовище», тоже юбилей, 165 лет. Произведений с похожим сюжетом (он – принц, заколдованный в чудовище, она – красавица, которая влюбляется в него, несмотря на его уродство, и любовь ее снимает злые чары) во всем мире очень много – от «Амура и Психеи» Апулея до русской народной сказки «Перышко Финиста ясна сокола», а мораль произведения прямо противоположна маршаковской сказке. Можно выбрать мерзкого зверя и сорвать куш. Только в жизни такое редко случается.

Это еще не все книги-юбиляры, в этом году их много. Это и «Декамерон» Боккаччо (670 лет), и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле (490 лет), и «Гордость и предубеждение» Остин (210 лет), и «Идиот» Достоевского (155 лет), и «Война миров» Уэллса (125 лет), и «Алые паруса» Грина (100 лет), и «Игра в бисер» Гессе (80 лет), и «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери (70 лет), и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына (50 лет), и «Жизнь насекомых» Пелевина (30 лет), и много-много других книг. В самый раз перечитать, вздохнуть и подумать… Главное – не впадать в отчаяние.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Колдун, воскрешающий людей

Колдун, воскрешающий людей

Геннадий Евграфов

В чем заключалась загадка Ираклия Андроникова?

0
8027
Я сам себя обидел

Я сам себя обидел

Арсений Анненков

Аркадий Гайдар как поэт в повести «Судьба барабанщика»

0
6390
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
6362
Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

1
6882

Другие новости