Новеллист и биограф Вашингтон Ирвинг. Джон Уэсли Джарвис. Портрет Вашингтона Ирвинга. 1809 |
Написал Ирвинг много. Сказать, что все его произведения сейчас читают, нельзя. На слуху пять–семь новелл, и никому в голову не придет перечитывать пятитомный труд Ирвинга о жизни Джорджа Вашингтона и многостраничное произведение «Походы и открытия компаньонов Колумба» (в котором в условиях недостатка информации писатель многое придумал).
Интересен Вашингтон Ирвинг в первую очередь тем, что стал первым американским писателем, которого признали в Европе. В сущности, почти по ошибке. Сборник очерков и новелл «Книга эскизов», опубликованный, когда Ирвинг путешествовал по Европе, приняли за произведение англичанина. Никому в голову не могло прийти, что в дикарской стране Америке люди могут грамотно и интересно писать.
Как писал в своих мемуарах сам Ирвинг: «Все были поражены, что человек из чащоб Америки изъясняется на вполне пристойном английском языке. На меня смотрели, как на нечто новое и странное в литературе, как на полудикаря, который взял перо в руки вместо того, чтобы воткнуть его в голову».
Так или иначе, начало американской литературы было положено. Следом пришли Фенимор Купер (1789–1851), почти неизвестный при жизни в Америке Майн Рид (1818–1883), Генри Лонгфелло (1807–1882), Эдгар По (1809–1849).
До «Книги эскизов» у Ирвинга была изданная в 1809 году двухтомная «История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии, рассказанная Дидрихом Никербокером». Но популярность к Ирвингу пришла именно после «Книги эскизов». Далеко не все в этом сборнике интересно читать, философские размышления и путевые заметки мало привлекают внимание. Но вот «Легенда о Сонной Лощине» и «Рипп ван Винкль» – это да!
«Легенда о Сонной Лощине» замешена на фольклоре и мистических поверьях того времени и очень живо читается. Чем-то напоминает «Вечера на хуторе близ Диканьки». А незадачливый недотепа Рипп ван Винкль, проспавший двадцать лет, уйдя охотиться на берега Гудзона – это персонаж на все времена. Рипп ван Винкль умудрился проспать революцию и войну за независимость. Обнаружив и осознав, что он выпал из времени на столь длительный срок, он не расстроился и продолжил жить, как жил – в свое удовольствие, обсуждая новости у сельского кабачка. Закончилась война, из подданного английского короля Георга III он превратился в гражданина Соединенных Штатов Америки, возглавляемых генералом Вашингтоном. Ну и что? Да ничего, все слава богу! Главное, что тиранившая его жена скончалась, а дочка взяла его жить в свою семью и заботилась о нем. Это ж надо, проспать легендарные битвы и вселенского масштаба политические потрясения, вернуться к обычной жизни и не испытать при этом никаких неудобств.
Ирвинг считал себя романтиком, да и критика его величала так. Ему удавались новеллы, закрученные на местных поверьях, легендах и преданиях. Таков «Жених-призрак», написанный во время путешествия по Европе, таковы «Дом с привидениями» и «Дольф Хойлингер», написанные под впечатлением легенд Американского континента.
Любопытны политические взгляды Ирвинга. Он хорошо знал историю Америки и прекрасно был осведомлен, что вначале Нью-Йорк был Новым Амстердамом. Голландское поселение, голландскую колонию на Манхэттене и вокруг него в 1664 году захватили регулярные английские войска – так Нью Амстердам превратился в английское владение Нью-Йорк. И… ничего, нормально, можно сказать, хорошо.
В 1775–1783 годах была война за независимость. Напомним, Ирвинг родился именно в 1783 году. Но он уже чувствовал себя американским гражданином (он стал даже послом Соединенных Штатов Америки в Испании, о чем скажем позже)…
Сюжет «Сонной лощины» актуален и в наши дни. Кадр из фильма «Сонная лощина». 1999 |
Причем описывает все это глазами обывателя, который сам не участвует в перипетиях и подвигах, а пересказывает слухи соседу. А писатель Ирвинг над этим обывателем еще и добродушно посмеивается.
Следующим был сборник новелл «Альгамбра», написанный во время путешествия по Испании. Видимо, писатель был очарован колоритом Испании, ее фольклором и легендами. А место в литературе оказалось незанятым. В Испании, с ее богатейшей историей и выдающейся литературой, не нашлось писателя, который записал бы в романтическом ключе истории про мавританских халифов, мудрецов, принцесс и заколдованные пещеры. В литературе Испании не нашлось места ни завоеваниям арабами почти всего Пиренейского полуострова, ни Реконкисте, когда полуостров опять стал христианским, да еще объединенным в одно государство. Вот приехал американец и все записал.
Считается, что сюжет «Новеллы об арабском звездочете» использовал Пушкин при написании «Сказки о золотом петушке». Но Пушкин сюжет упростил, оставил только Шемаханскую царицу, однако добавил историю про двух погибших в борьбе за обладание ею сыновей Дадона. Есть мнение, что Ирвинг записал сюжет коптских сказок. Но испанцы до него не сделали этого. Кстати, первой выдвинула версию о том, что Пушкин использовал сюжет, записанный Ирвингом, Анна Ахматова.
«Паломник любви», «Легенда о завещании мавра», «Легенда о трех прекрасных принцессах» – сюжеты этих и других новелл сборника крутятся вокруг событий Реконкисты, повторного завоевания испанскими королевствами земель Гранадского халифата и халифата Аль-Андалус. При записи этих легенд Ирвинг очень сочувственно относится и к мавританским рыцарям, и к мавританским магам, у которых земли, замки и все достояние отнимают. Еще были свежи предания о плененных мавританским войском христианских рыцарях, которых выменивали за большие деньги, но которые увозили с собой мусульманских принцесс. Свежи были предания о верности вере, хоть с момента завоевания христианами полуострова и падения Гранадского и Андалусского халифатов прошли века.
Ирвинг много работал. Помимо новелл (которые для него, вероятно, были своего рода отдохновением от другой кропотливой работы) он в 1828–1831 годах написал трехтомное жизнеописание Христофора Колумба, а также труд «Хроника покорения Гранады». Затем он вернулся в Америку, уже в ореоле славы первого американского писателя, принятого в Европе.
Спустя десять лет он опять отправился в Европу, но уже в ранге посла Соединенных Штатов Америки в Испании.
В 1846 году вернулся в Нью Йорк. Ирвинг был известен не только как писатель, но и как государственный деятель. Он получил немало предложений работать в правительстве, однако предпочел остаток лет посвятить литературе и описанию жизни великих людей. В это время им написана «История Магомета и его последователей», сделан перевод исторического труда испанского писателя Мартина Фернандеса де Наваретте «Собрание путешествий и открытий, совершенных испанцами с конца XV века». Он написал и издал пятитомное жизнеописание Джорджа Вашингтона. Но лучше всего ему удавались похожие на сказки новеллы. Ирвинг так их и называл – tales. Некоторые литературоведы считают, что этот жанр – tales – это изобретение именно Ирвинга. Это не в чистом виде сказки, в этих новеллах сказочные сюжеты переплетаются с реалиями жизни. А уже по его стопам пошли Эдгар По, Натаниель Готорн, Герман Мелвилл – американские писатели, с охотой использовавшие эту литературную форму.
комментарии(0)