На переднем плане – бутылка водки «Литературная» (автор дизайна этикетки – Виктор Гоппе) и кружка, посвященная участникам товарищества мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы» (надпись: «В. Емелин, Осумбез»), изготовленная Гоппе. Фото Евгения Лесина
В четверг, 12 января, в Музее-квартире Алексея Николаевича Толстого пройдет мероприятие с интригующим названием «День одного странного издателя». Этот вечер (или все-таки, если верить названию, «день») посвящен 60-летию художника книги, скульптора, дизайнера, издателя, лауреата премии «НГ» «Нонконформизм» Виктора Гоппе.
Авторы этой статьи, как их увидел художник. Иллюстрация из книги «Женя Лесин передает свои знания, а Витя Гоппе делает рисунки для поэтического комикса «Встреча» |
В вечере примут участие писатели и поэты, которые в разное время были «окнижены» Виктором Гоппе. Это Светлана Василенко, Дмитрий Воденников, Данила Давыдов, Татьяна Данильянц, Всеволод Емелин, Андрей Коровин, Александр Курбатов, Света Литвак, Мария Мельникова, Лев Рубинштейн, Данил Файзов, Юрий Цветков, Наталия Черных и, разумеется, мы, авторы этой статьи. На мероприятии будут представлены авторские книги, выпущенные Виктором Гоппе, полная библиография издательства, которое называется скромно и неожиданно: «Издательство Виктора Гоппе». Художник расскажет об истории создания своих книг, об авторах многих из них. Поэты, чьи книжки он издал и оформил, прочтут стихи. Велимир Хлебников, Осип Мандельштам, Геннадий Айги, Алексей Кручёных, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие классики, чьи книги выпустил Гоппе, видимо, будут присутствовать незримо. Но надо отметить все же, что художник любит работать с живыми авторами, тексты которых актуальны, звучат на злобу дня.
Гоппе – авангардист и футурист. Его жанр – «книга художника». Его авторы тоже по большей части авангардисты, футуристы, поэты нелегкой судьбы. Гоппе оригинален, ярок, его проекты всегда неожиданны и непредсказуемы и даже шокирующи. Его стиль – эпатажный, гротескный, порой насыщенный довольно злой сатирой с известной долей абсурда и какой-то сновидческой гофманской мистики – легко узнаваем.
В книге главное – яркий финал. Иллюстрация из книги Андрея Щербака-Жукова «Еноты-бегемоты» |
Вот как рассказал Гоппе о своей первой книге в интервью «НГ-EL» от 01.03.12: «Это была, наверное, самая настоящая книга художника, потому что она не имела тиража. Я люблю ходить в зоопарки и везде посещаю их по мере возможности. Так вот, гуляя как-то по зоопарку с блокнотом, я заполнил его рисунками животных, а на полях сделал записи своих заметок и наблюдений. Я попытался превратить этот блокнот в тиражную книжку, но на тот момент это была не литография, а цинкография (черно-белый вариант), и, конечно, она разительно отличалась от оригинала. Это был первый опыт, за которым последовало сразу много поэтических книжек. Найдя контакт с типографией, я нескольким приятелям выпустил книжки со своими рисунками. Сегодня они кажутся смешными, но тогда это был значительный этап и для меня, и для авторов. Кстати, сегодня мои призывы иллюстрировать современную поэзию часто оказываются бесполезными: многие коллеги считают, что настоящая «книга художника» – это когда художник сам все придумывает: и картинки, и текст.
Весь мир в кармане художника. Иллюстрация из книги Игоря Яркевича «Косинус» |
Как уже сказано, художник сотрудничал со многими легендарными авторами (помимо уже упомянутых, можно назвать поэта, культуртрегера Руслана Элинина, поэта, философа Константина Кедрова, поэтов Игоря Иртеньева и Льва Рубинштейна). С конца 90-х он участвовал почти во всех групповых выставках «книги художника», а в 1997 году выставлялся в Париже в галерее крупнейшего специалиста в жанре livre d’artiste Люка Моно. Премию «Нонконформизм» (это было в 2018 году) он получил с формулировкой: «За отношение к книге как произведению искусства». Это очень правильное отношение к книге. Гоппе, впрочем, и к жизни, и к людям, и вообще ко всему, что вокруг, относится так же – как к произведению искусства. И это тоже более чем правильно. Потому что все вокруг такое хрупкое, ткни – оно и развалится. А его беречь надо. Холить, разукрашивать и издавать.
Этим и занимается Виктор Гоппе. И делает это мастерски и со вкусом. И главное – с выдумкой. Вот напечатал брошюру на обойной бумаге. Вот сделал бумагу сам, кустарным способом. Вот придумал поэтический комикс. Да не такой, какой бы от него ждали… Вот!
Да поэт ты Божьей дланью… Иллюстрация из рукописной книги Елены Семеновой «Антигерой» |
Вот много сейчас говорят о будущем бумажной книги… Да пока есть такие мастера, как Виктор Гоппе, бумажная книга будет процветать и развиваться!
комментарии(0)