Книжники привыкли к Гостиному Двору, обжились в нем.
С 1 по 5 декабря в Москве проходила Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№24. В последние несколько лет большая часть масштабных книжных мероприятий проходит в комплексе Гостиный Двор (Ильинка, 4). Исключение – книжный фестиваль «Красная площадь», который проходит под открытым небом, но тоже совсем вблизи, как это видно из названия, прямо на Красной площади. Ярмарка non/fictio№24 – не исключение. И книжники вроде бы привыкли к Гостиному Двору, обжились в нем…
В ярмарке приняли участие 307 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры; они предлагали гостям наиболее яркие и интересные новинки и переиздания отечественной и зарубежной литературы самой разной направленности – художественной, публицистической, научной и научно-популярной, мемуарной, биографической, деловой, справочной, детской, гастрономической и т.д. Прошло более 300 мероприятий, выступали прозаики, поэты, драматурги, публицисты, иллюстраторы, переводчики, литературные критики, ученые, популяризаторы науки, педагоги, кинематографисты, кинокритики, путешественники, деятели культуры и общественные деятели. Как написали организаторы в пресс-релизе, «давней традицией ярмарки являются топ-листы», мы бы предпочли назвать их направлениями. В этом году их было четыре: «Взрослая литература», «Детская литература», «Комиксы» и «Особое детство». Три детских против одного взрослого… Неужели организаторы считают, что нынешнее поколение потеряно для книги? Осталось только обращаться к поколению грядущему?
Проект состоялся при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. И это чувствовалось. Подводя итоги прошлого года, «НГ-EL» писала: «Цифра вытесняет букву». В этом году тенденция усилилась. Официальным партнером ярмарки был интенсивно рекламируемый интернет-магазин. Особого места и значения был удостоен также известный по роликам сервис электронных книг от одного из тройки ведущих интернет-провайдеров. Для отдыха с детьми на ярмарке была обустроена гостиная, названная в честь ведущей поисковой системы; родители лежали на пуфиках, а дети делали новогодние маски, зверей из яичных упаковок, писали письма Деду Морозу. Была даже названа, что бы это ни значило, официальная социальная сеть ярмарки – тоже из тех, что на слуху… Иногда казалось, что смотришь не на стенды ярмарки интеллектуальной литературы, а рекламный блок по телевизору…
Вениамин Смехов (слева) и Андрей Родионов помянули Пригова. |
О «Другой реальности» поговорили авторы серии книг «Редакции Елены Шубиной», а именно присутствовавший на выставке очно Шамиль Идиатуллин («Возвращение «Пионера») и онлайн Юлия Идлис («Гарторикс. Перенос»), Илья Техликиди («Антонов Коллайдер»), Татьяна Замировская («Земля случайных чисел»). Модератором выступила поэт Татьяна Стоянова. Серия позволяет посмотреть на современность через призму фантастического допущения. «Киберпанк – жанр, который снова стал очень актуален. И антиутопия – тоже, – считает Техликиди. – Если мы даже не будем смотреть хиты продаж, а обратим внимание на нашу российскую реальность…» «Текущий окололитературный процесс, связанный с фантастикой на русском языке, погряз в так называемом жанре «попаданчества» – текстов, в которых представитель нашего времени попадает не в наше время – либо в период Второй мировой войны, либо в первую половину ХХ века; в итоге герой все меняет. Эта тема, как раковая опухоль, сожрала чуть ли не все ресурсы, связанные со способностью придумывать сколько-нибудь значимые фантастические сюжеты… Мы на этом фоне – жалкие заусенцы, ростки будущего, неразличимые невооруженным глазом», – идентифицировал авторов серии Идиатуллин. В большой литературе, по его мнению, принято смотреть не в будущее, а в прошлое, принято изучать ХХ век до 1980 года, а дальше – мертвая зона, неинтересная литературному осмыслению. «Мне близко конструирование мифов из собственных страхов. Я именно этим занимаюсь, – призналась Замировская. – Для меня будущее – одна из форм травматичной диссоциации, практик остранения по Шкловскому, потому что я считаю, мы уже живем в будущем. Я нахожусь в перманентном экзистенциальном ужасе, и в книгах я его выражаю. Я пишу про настоящее как про будущее, а про наш мир – как про паралеллельный».
Гузель Немирова и Михаил Сапего представили две книги. Фото Марианны Власовой |
«Поминки по Пригову» организовали поэты, драматурги Андрей Родионов и Екатерина Троепольская. Творчество Дмитрия Пригова с каждым годом становится все более востребованным – его читают, исследуют, применяют и осваивают. За накрытым столом поэта помянули стихотворными славословиями, а также стихами самого Дмитрия Александровича. Приз за лучшее славословие – полное собрание сочинений Пригова. Кульминацией стало выступление актера, прозаика Вениамина Смехова.
На ярмарке состоялось объявление результатов девятого сезона премии «Московский наблюдатель». Премия присуждалась за лучшие публикации в сезоне 2019/20 в двух номинациях: «Точка обзора» и «Колесо обозрения». В первой рассматривались статьи сайта «Культурная инициатива». Лауреата определило жюри, постоянными членами которого являются поэты и критики Геннадий Каневский, Кирилл Корчагин и Леонид Костюков и члены оргкомитета премии Надежда Николаева, Данил Файзов, Юрий Цветков. Им стал (посмертно) Владимир Тучков за статью «Братание критики чистого разума с сибирским шаманизмом» (о вечере из цикла «Полюса»: Павел Настин – Владимир Богомяков). Среди финалистов – сотрудник «НГ-EL» поэт, критик Елена Семенова. В номинации «Колесо обозрения» участвовали материалы, выдвинутые порталом «Год литературы», сайтом Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, «Литературной газетой», сайтом «Культурная инициатива», электронным журналом «Лиterraтура», а также «НГ-EL». Лауреатов определило жюри, в состав которого вошли поэты, писатели, критики, филологи, историки литературы Дмитрий Бак, Евгений Бунимович, Алексей Варламов, Игорь Волгин, Александр Гаврилов, Наталья Иванова, Геннадий Каневский, Леонид Костюков, Кирилл Корчагин и Лев Рубинштейн. Лучшим был назван Андрей Мягков за статью «ММКЯ-2019. Четвертое сентября, день первый».
Также были объявлены лауреаты премии «Московский счет» за лучшую поэтическую книгу 2021 года. Судьба премии, которая вручается с 2003 года, неясна. Однако организаторы посчитали важным зафиксировать то состояние, в котором русская поэзия находилась до 2022 года. В список претендентов вошли 172 книги, выпущенные 29 московскими издательствами за период с 1 января по 31 декабря 2021 года. В голосовании участвовал 121 московский поэт. Голосующие представляют разные литературные течения и поколения, их состав складывался исторически, год за годом. Включение новых поэтов в состав жюри происходит по инициативе оргкомитета. Почетного упоминания удостоены 6 книг, дипломы получили 11 книг, Большая премия присуждена Михаилу Еремину (посмертно) за книгу «Стихотворения». И заметьте, все это – бумажные книги. И мы не уверены, что все они есть на модных сервисах электронных книг и доступны в интернет-магазинах…
Поэтому мы, как и другие книжники, ходим на ярмарку non/fictio№. Поэтому цифра хоть и побеждает букву, да все равно полностью не победит. И пусть это похоже на состязание Ахилла и черепахи. Веруем, ибо абсурдно.
комментарии(0)