0
6520
Газета Главная тема Печатная версия

07.12.2022 20:30:05

Ахиллу не догнать черепаху!

Плаха разговорного языка от Немирова, поминки по Пригову и другая реальность на ярмарке non/fictio№24

Тэги: гостиный двор, красная площадь, книги, ярмарки, цифровизация, интернет, поэзия, премия московский счет, премия московский наблюдатель, маяковский, обэриуты, дмитрий а.пригов, фантастика, попаданцы, страхи, мирослав немиров, смехов


гостиный двор, красная площадь, книги, ярмарки, цифровизация, интернет, поэзия, премия «московский счет», премия «московский наблюдатель», маяковский, обэриуты, дмитрий а.пригов, фантастика, попаданцы, страхи, мирослав немиров, смехов Книжники привыкли к Гостиному Двору, обжились в нем.

С 1 по 5 декабря в Москве проходила Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№24. В последние несколько лет большая часть масштабных книжных мероприятий проходит в комплексе Гостиный Двор (Ильинка, 4). Исключение – книжный фестиваль «Красная площадь», который проходит под открытым небом, но тоже совсем вблизи, как это видно из названия, прямо на Красной площади. Ярмарка non/fictio№24 – не исключение. И книжники вроде бы привыкли к Гостиному Двору, обжились в нем…

В ярмарке приняли участие 307 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры; они предлагали гостям наиболее яркие и интересные новинки и переиздания отечественной и зарубежной литературы самой разной направленности – художественной, публицистической, научной и научно-популярной, мемуарной, биографической, деловой, справочной, детской, гастрономической и т.д. Прошло более 300 мероприятий, выступали прозаики, поэты, драматурги, публицисты, иллюстраторы, переводчики, литературные критики, ученые, популяризаторы науки, педагоги, кинематографисты, кинокритики, путешественники, деятели культуры и общественные деятели. Как написали организаторы в пресс-релизе, «давней традицией ярмарки являются топ-листы», мы бы предпочли назвать их направлениями. В этом году их было четыре: «Взрослая литература», «Детская литература», «Комиксы» и «Особое детство». Три детских против одного взрослого… Неужели организаторы считают, что нынешнее поколение потеряно для книги? Осталось только обращаться к поколению грядущему?

Проект состоялся при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. И это чувствовалось. Подводя итоги прошлого года, «НГ-EL» писала: «Цифра вытесняет букву». В этом году тенденция усилилась. Официальным партнером ярмарки был интенсивно рекламируемый интернет-магазин. Особого места и значения был удостоен также известный по роликам сервис электронных книг от одного из тройки ведущих интернет-провайдеров. Для отдыха с детьми на ярмарке была обустроена гостиная, названная в честь ведущей поисковой системы; родители лежали на пуфиках, а дети делали новогодние маски, зверей из яичных упаковок, писали письма Деду Морозу. Была даже названа, что бы это ни значило, официальная социальная сеть ярмарки – тоже из тех, что на слуху… Иногда казалось, что смотришь не на стенды ярмарки интеллектуальной литературы, а рекламный блок по телевизору…

46-9-7480.jpg
Вениамин Смехов (слева) и Андрей Родионов
помянули Пригова.
Однако были мероприятия и для настоящих ценителей книги. Вот лишь некоторые из них. Состоялась презентация «К 60-летию Мирослава Маратовича Немирова», в ней приняли участие поэт, основатель и главный редактор издательства «Красный матрос» Михаил Сапего, Гузель Немирова, поэт, журналист Иван Давыдов, а также поэт, критик, ответственный редактор «НГ-EL» Евгений Лесин и др. Поводом стало издание двух книг: репринт первой поэтической книги Немирова «Некоторые стихотворения, расположенные по алфавиту» и «Разговоры с мужем», в которую вошли записанные Гузелью Немировой в разные годы разговоры и события из совместной жизни с Мирославом. «Когда я впервые прочитал книгу, я не понимал, жив ли ее автор или нет. По событиям, описанным в книге, это был 2001 год, а судя по датам, она вышла в 1999-м. Я сразу начал ее всем пропагандировать, и на людей книга оказывала такое же действие: как только человек ее видел, он сразу начинал кому-то звонить и зачитывать из нее кусочки… Мне приходилось периодически ее снова покупать вместо кому-то отданной. Потом она закончилась, теперь она появилась. А книжка Гузели – это наконец-то осуществленная мечта самого Немирова, который говорил: «Литература должна быть такая – берешь кусок всего, что написано в ЖЖ или где-то еще, все подряд тексты с комментариями, пишешь в книге – и будет зашибись», – вспомнил поэт, прозаик Александр Курбатов. «О Мирославе Маратовиче нужно писать диссертации, потому что большего реформатора языка не было со времен Владимира Маяковского, обэриутов… может, Дмитрия Пригова, но в меньшей степени, поскольку Пригов был явлением чисто литературным, а Немиров был явлением глубже литературного. В прозе его можно сравнить с Лимоновым. Немиров сдернул русский стих на плаху разговорного языка с тем, что любили у Лимонова, – невероятной искренностью», – отметил поэт Всеволод Емелин.

О «Другой реальности» поговорили авторы серии книг «Редакции Елены Шубиной», а именно присутствовавший на выставке очно Шамиль Идиатуллин («Возвращение «Пионера») и онлайн Юлия Идлис («Гарторикс. Перенос»), Илья Техликиди («Антонов Коллайдер»), Татьяна Замировская («Земля случайных чисел»). Модератором выступила поэт Татьяна Стоянова. Серия позволяет посмотреть на современность через призму фантастического допущения. «Киберпанк – жанр, который снова стал очень актуален. И антиутопия – тоже, – считает Техликиди. – Если мы даже не будем смотреть хиты продаж, а обратим внимание на нашу российскую реальность…» «Текущий окололитературный процесс, связанный с фантастикой на русском языке, погряз в так называемом жанре «попаданчества» – текстов, в которых представитель нашего времени попадает не в наше время – либо в период Второй мировой войны, либо в первую половину ХХ века; в итоге герой все меняет. Эта тема, как раковая опухоль, сожрала чуть ли не все ресурсы, связанные со способностью придумывать сколько-нибудь значимые фантастические сюжеты… Мы на этом фоне – жалкие заусенцы, ростки будущего, неразличимые невооруженным глазом», – идентифицировал авторов серии Идиатуллин. В большой литературе, по его мнению, принято смотреть не в будущее, а в прошлое, принято изучать ХХ век до 1980 года, а дальше – мертвая зона, неинтересная литературному осмыслению. «Мне близко конструирование мифов из собственных страхов. Я именно этим занимаюсь, – призналась Замировская. – Для меня будущее – одна из форм травматичной диссоциации, практик остранения по Шкловскому, потому что я считаю, мы уже живем в будущем. Я нахожусь в перманентном экзистенциальном ужасе, и в книгах я его выражаю. Я пишу про настоящее как про будущее, а про наш мир – как про паралеллельный».

46-9-001480.jpg
Гузель Немирова и Михаил Сапего
представили две книги. 
Фото Марианны Власовой
О том, как был написан роман «Выше ноги от земли», который захотят экранизировать до выхода книги, с лауреатом премии журнала «Знамя» и премии для молодых писателей «Лицей-2022» Михаилом Турбиным побеседовали прозаик, эссеист, завотделом прозы журнала «Знамя», мастер литературной студии Елена Холмогорова и журналист, писатель Анастасия Ханина. Главный герой книги – талантливый врач детской реанимации. Он упорно, иногда без надежды на успех бьется за хрупкие жизни. Со смертью у него личные счеты. Он потерял жену и сына. И однажды «скорая» привозит в больницу мальчика, который как две капли воды похож на его погибшего сына.

«Поминки по Пригову» организовали поэты, драматурги Андрей Родионов и Екатерина Троепольская. Творчество Дмитрия Пригова с каждым годом становится все более востребованным – его читают, исследуют, применяют и осваивают. За накрытым столом поэта помянули стихотворными славословиями, а также стихами самого Дмитрия Александровича. Приз за лучшее славословие – полное собрание сочинений Пригова. Кульминацией стало выступление актера, прозаика Вениамина Смехова.

На ярмарке состоялось объявление результатов девятого сезона премии «Московский наблюдатель». Премия присуждалась за лучшие публикации в сезоне 2019/20 в двух номинациях: «Точка обзора» и «Колесо обозрения». В первой рассматривались статьи сайта «Культурная инициатива». Лауреата определило жюри, постоянными членами которого являются поэты и критики Геннадий Каневский, Кирилл Корчагин и Леонид Костюков и члены оргкомитета премии Надежда Николаева, Данил Файзов, Юрий Цветков. Им стал (посмертно) Владимир Тучков за статью «Братание критики чистого разума с сибирским шаманизмом» (о вечере из цикла «Полюса»: Павел Настин – Владимир Богомяков). Среди финалистов – сотрудник «НГ-EL» поэт, критик Елена Семенова. В номинации «Колесо обозрения» участвовали материалы, выдвинутые порталом «Год литературы», сайтом Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, «Литературной газетой», сайтом «Культурная инициатива», электронным журналом «Лиterraтура», а также «НГ-EL». Лауреатов определило жюри, в состав которого вошли поэты, писатели, критики, филологи, историки литературы Дмитрий Бак, Евгений Бунимович, Алексей Варламов, Игорь Волгин, Александр Гаврилов, Наталья Иванова, Геннадий Каневский, Леонид Костюков, Кирилл Корчагин и Лев Рубинштейн. Лучшим был назван Андрей Мягков за статью «ММКЯ-2019. Четвертое сентября, день первый».

Также были объявлены лауреаты премии «Московский счет» за лучшую поэтическую книгу 2021 года. Судьба премии, которая вручается с 2003 года, неясна. Однако организаторы посчитали важным зафиксировать то состояние, в котором русская поэзия находилась до 2022 года. В список претендентов вошли 172 книги, выпущенные 29 московскими издательствами за период с 1 января по 31 декабря 2021 года. В голосовании участвовал 121 московский поэт. Голосующие представляют разные литературные течения и поколения, их состав складывался исторически, год за годом. Включение новых поэтов в состав жюри происходит по инициативе оргкомитета. Почетного упоминания удостоены 6 книг, дипломы получили 11 книг, Большая премия присуждена Михаилу Еремину (посмертно) за книгу «Стихотворения». И заметьте, все это – бумажные книги. И мы не уверены, что все они есть на модных сервисах электронных книг и доступны в интернет-магазинах…

Поэтому мы, как и другие книжники, ходим на ярмарку non/fictio№. Поэтому цифра хоть и побеждает букву, да все равно полностью не победит. И пусть это похоже на состязание Ахилла и черепахи. Веруем, ибо абсурдно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2976
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2608
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1602
У нас

У нас

0
1567

Другие новости