01.06.2022 20:30:05
730 звездных килограммов
Как строили и восстанавливали вокзал-дворец-пароход
Тэги: москва, северный речной вокзал, история, архитектура, реставрация, канал имени москвы, теплоход, стихи, лев кассиль, премия нонконформизм, сергей собянин, фонтан, премия, метро
|
Про Северный речной вокзал интересно
читать, но еще интереснее увидеть
своими глазами. И снаружи...
|
Оказывается, Северный (когда-то Химкинский) речной вокзал (СРВ) – «главные водные ворота столицы», памятник сталинского ампира, архитектурный символ 1930-х – почти не воспет в литературе. Например, запрос «северный речной вокзал стихи» что в Яндексе, что в Гугле не выдает практически ничего, достойного упоминания. У поэта, прозаика, лауреата премии «НГ» «Нонконформизм» Мирослава Немирова (1961–2016) есть стихотворение: «Станция «Речной вокзал» –/ Поезд дальше не идет…», но там речь о станции метро. Глава «Двенадцатый вокзал столицы. Химкинский, речной» встречается в детской книжке 1938 года Льва Кассиля «Канал Москва–Волга. Путеводитель»: «Художественно оформленный как снаружи, так и изнутри с большим вкусом, построенный по архитектурному проекту А.М. Рухлядева, вокзал производит впечатление сказочного дворца. Двухэтажное здание вокзала длиной в 150 метров украшено легкими аркадами и как бы напоминает вам о своем родстве с причаливающими здесь двухпалубными паротеплоходами. В центре вокзала-дворца – башня, капитанский мостик, увенчанный высоким шпилем из нержавеющей стали. С открытием навигации этот сверкающий стержень выдвигается на полную длину, и тогда на высоте 70 метров сияет над Северным портом столицы золотая пятиконечная звезда, украшенная уральскими самоцветами…»
Тем ценнее появление новой книги о СРВ. Сначала немного предыстории: СРВ открылся в сентябре 2020 года после нескольких лет реставрации. Масштаб и качество проделанной работы оценили и специалисты (специальная премия конкурса правительства Москвы «Московская реставрация 2020» и премия The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация года»), и любители (в системе электронных опросов правительства Москвы «Активный гражданин» СРВ набрал большинство голосов как лучший объект реставрации). Также были благоустроены прилегающий к вокзалу парк и набережная. И вот – книга (хотя множество иллюстраций придают ей «альбомность»), в которой рассказывается об истории вокзала, особенностях его архитектуры и реставрации. Издание датировано 2021 годом, но вышло недавно. В мае в рамках Дней культурного наследия состоялась презентация – ее закономерно провели в самом СРВ, совместив с экскурсией (даже с выходом на крышу).
|
И внутри...
|
В книге после вступления столичного мэра Сергея Собянина («…Многие помнят, как выглядел в последнее десятилетие Северный речной вокзал, построенный в 30‑е годы прошлого века. Фундамент и конструкции здания находились в аварийном состоянии, штукатурный слой осыпался. Скульптуры на крыше были практически разрушены, а фонтаны почти полностью утратили первоначальный облик…») слово предоставляется историку архитектуры Елене Желудковой – автору раздела «Северный речной вокзал: 1932–1937. История. Архитектура». Речь не только о самом СРВ, но и о канале Москва–Волга (ныне канал имени Москвы). Северный речвокзал стал его самым нарядным «фасадом». «...образ вокзала должен был, с одной стороны, «отсылать к архитектуре прочих сооружений канала, с другой – быть органически увязан с архитектурным ансамблем столицы», то есть стать своего рода связующим звеном между тем и другим». Говоря об архитектуре и стиле СРВ, Желудкова отмечает симметричность и «широкую распластанность» композиции, а также отличия воплощенного проекта от первоначального: «Окончательный проект был несколько упрощен, и выразительный силуэт вокзала, особенно вечером, когда он освещался огнями, стал больше походить на гигантский пароход с высокой трубой посередине. Свободно стоящее здание за счет его «необычайной распластанности» и обтекаемой формы органично вписывалось в ландшафт, а отражаясь от большой поверхности Химкинского водохранилища, иллюзорно увеличивало свой объем вдвое. Рухлядев так писал о своем проекте: «Низкий бархатный гудок волжского парохода, шум воды за кормой, плавный спокойный ход, непрерывно изменяющиеся очертания берегов, – может быть, от этих смолоду любимых впечатлений и возникли у меня первые, еще смутные образы будущего вокзала…» Сходство вокзала с пароходом (или теплоходом) находят многие, а круглые фарфоровые панно («тарелки» со стройками первых пятилеток, дирижаблями и т.д.) на фасаде напоминают иллюминаторы…
|
Северный речной вокзал:
История. Архитектура.
Реставрация / Сост., вст. ст.
Е. Ю. Желудковой,
В.М. Кувшинникова,
К.Д. Беляева.– М.: Фонд
«Связь эпох», 2021. – 176 с.
|
Большая же часть книги посвящена реставрационным работам (только перечень авторского коллектива по реставрации занимает две страницы). Константин Беляев и Виктор Кувшинников в разделе «Северный речной вокзал: 2017–2020. Комплексная реставрация» раскрывают тонкости процесса: проект, методы, реставрация отдельных элементов – звезды, шпиля, часов, скульптур, фонтанов «Юг» (с дельфинами) и «Север» (с птицами) и многого другого. Взять хотя бы вышеупомянутые «тарелочки» – керамические панно: «На первом этапе фарфор был очищен от техногенных загрязнений (устоявшейся наслоившейся копоти от кораблей, пыли, следов дождей и прочих загрязнений). Затем последовала трудоемкая детальная расчистка отдельных фрагментов и трещин фарфора; здесь были применены специальные реставрационные растворы для размягчения и послойного удаления загрязнений, для трещин применялись более интенсивные по составу вещества, что позволило полностью расчистить панно до предыдущей реставрации. Далее начался этап послойного удаления предыдущей реставрации, так как эти материалы подверглись разрушению, трещинам, расслоению и потере цвета составов. После этого был произведен демонтаж утраченных сегментов панно…» В главе «Реставрация звезды» вновь развенчивается миф: якобы звезда на шпиле вокзала взята со Спасской башни Кремля. На самом деле ее специально изготовили для СРВ, и ее конструкция «совершенно иная». «Первым этапом реставрации, конечно, был демонтаж 730-килограммовой звезды диаметром в почти 5 м с высоты 60 м. Для этого понадобилось несколько часов работы команды профессионалов и специализированной техники в условиях сильного ветра, поднявшегося в процессе демонтажа. Чтобы бережно освободить крепление, звезду пришлось сначала несколько раз прокрутить. После снятия ее поместили в специально выстроенный для нее ангар». И это далеко не всё!
|
И дельфинов в фонтане «Юг».
Фото Евгения Никитина
|
Конечно, лучше один раз увидеть, а потом прочесть (или наоборот). Хорошо, если потенциальные читатели «Северного речного вокзала» смогут не только погрузиться в историю, но и воочию полюбоваться отреставрированной красотой (кстати, внутри располагаются сменные выставки Музея транспорта Москвы – сейчас это проект «Мечты о небе», посвященный транспорту будущего). Или даже помахать обновленному вокзальному шпилю под традиционное «Прощание славянки» с борта отправляющегося в круиз теплохода. А если это все недоступно, хотя бы пересмотреть фильмы с «участием» вокзала – от «Волги-Волги» до «Дня выборов». Доступность самой книги тоже под вопросом: тираж всего 100 экземпляров. Но это бумажное издание, а электронная версия есть по ссылке.
P.S. Между тем в Москве готовится открытие после реконструкции еще одного речного вокзала – Южного. И хотя по красоте и масштабу он не сравним с северным собратом, и его история, возможно, заслуживает отдельной новой книги.
комментарии(0)