0
7108
Газета Главная тема Печатная версия

09.02.2022 20:30:05

Повыше пупа, пониже печени

О цензуре и одном знаковом предсказании к 185-летию со дня смерти Пушкина

Тэги: пушкин, цензура, сказки, обсценная лексика, мат, василий жуковский, сказка о золотом петушке, сказка о попе и работнике его балде, болдино, руслан и людмила, эротика


5-9-1480.jpg
Сказки Пушкина написаны во время его
наездов в Болдино.
Ольга Лобанова. Пушкин. 1998
За редактированием антологии завязалась оживленная дискуссия – как маскировать матерные слова, которые, переиначивая пословицу, из стихотворения не выкинешь. Заменять несколько букв звездочками (точками) и оставить первую? Или оставить первую и последнюю? Или вообще все заменить звездочками, «запикать», так сказать, а читатели (искушенные же!) догадаются сами исходя из рифмы? Или же оставить матерные слова и «закатать» книгу в целлофан с грифом «Содержит бранную лексику»? Но тогда читатели не смогут ее смотреть, листать. В общем, проблема. А помнится… еще лет шесть назад в нашем же приложении был большой материал про обсценную лирику Михаила Лермонтова, и там было полно цитат с первыми буквами и со звездочками.

Вопрос – что поменялось за эти годы? Конечно, споры о правомерности использования мата в печати ведутся огромное количество времени и к какому-то определенному результату так и не привели (и скорее всего не приведут). Но с чем, позвольте спросить, связаны эти внезапные всплески глупой и ханжеской цензуры, зачеркнуто, пуританства? Когда еще в юности читали красненький с золотым тиснением том Александра Сергеевича Пушкина, день памяти которого отмечаем 10 февраля, всегда ведь было жутко интересно – а что кроется за загадочными отточиями? И ведь были такие товарищи, которые возмущались и карандашиком подписывали недостающее…

А потом – это уже наступили разгульные 90-е, ветер свободы и всякое такое – можно уже было вволю читать, допустим, «Русский эротический фольклор» в издании «Ладомира», где все было названо своими именами. А иначе, в общем-то, пропал бы смысл издания такой книги. Да и сейчас, собственно, таскаясь по диким сайтам интернета (в тех же соцсетях), можно спокойно отыскать произведения с употреблением обсценной лексики. Весь цимес в том, кто и как ее использует. Талантливые писатели делают это изысканно и виртуозно, неталантливые – пошло и вульгарно. К последним относятся те, про кого пел Майк Науменко в знаменитой песне: «Кто не может связать двух слов, не ввязав между ними ноту «ля»?»

Впрочем, есть время гайки закручивать, есть время – ослаблять. Все подчиняется некоему волновому процессу (даже на анекдотичном уровне, касаемо российских правителей: лысый, волосатый, лысый, волосатый, снова лысый). Цензура, жестокая ли, либеральная ли, существовала во все века. Пушкин был в физическом смысле жертвой Дантеса, а в плане своих произведений – жертвой цензуры, хотя и – высокая честь – его личным цензором был сам император Николай II. Кстати, можно ли сегодня представить, чтобы президент был личным цензором первого в России поэта? Задумаешься. Да и кто, кстати говоря, сегодня этот первый поэт? Про которого правитель мог бы сказать: «Знаешь ли ты, что сегодня я говорил с умнейшим человеком России?»

Так вот, продолжая разговор о цензуре. «Драконили» не только взрослые стихи, но и сказки Пушкина. Впрочем, по-хорошему, сказка – это как раз то художественное пространство, где можно метафорично выразить свое отношение к религии и власти. «Сказка – ложь, да в ней намек,/ добрым молодцам урок!» Эти две последние строки пятой, последней и совсем не детской «Сказки о золотом петушке» были запрещены цензурой, как и несколько других строчек («И кричит: «Кири-ку-ку./ Царствуй, лежа на боку!» и самое крамольное – «но с царями плохо вздорить»).

Переиначить эти строки так и не удалось самому Пушкину, и «Сказка о золотом петушке» долго печаталась просто с пропуском этих «крамольных» мест. Но, в общем-то, если даже и не иметь в виду подобную «крамолу», Пушкин и так довольно ехидно и жестко расправился в сказке с царем:

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился... и в то же время

С колесницы пал Дадон –

Охнул раз, – и умер он.

«Сказка о золотом петушке» была последней из пяти сказок поэта. И все они были написаны во время трех его наездов в Болдино в 1831–1834 годах, то есть на творческом взлете. Все сказки переписаны набело рукой самого Пушкина, и везде проставлена точно дата окончания (так, для «Золотого петушка» это «Болдино, 20 сент. 1834, 10 ч 33 м»).

5-9-2480.jpg
А кто сегодня, кстати, первый поэт в России?
Ольга Лобанова. Качели. 1998
Сложная судьба была и у «Сказки о попе и работнике его Балде». Пушкин понимал, что она не может быть напечатана ни при каких условиях, и тем не менее оставил до конца доведенный беловой автограф. Друг и «побежденный учитель» Василий Жуковский делал все возможное для публикации неизвестных читающей публике произведений (а это была одна треть его наследия). В частности, эта сказка в 1840 году была опубликована в журнале «Сын отечества», но при этом «поп/ Толоконный лоб» был везде заменен на «купец-остолоп». Появилась соответственно купчиха и купеческая дочь. В подлинном же виде эта сказка была опубликована только в 1882 году, то есть через полвека. Первоисточником же для «Балды» было устное народное творчество, где к попам относились без всякого пиетета.

А поп, завидя Балду,

вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корячится.

Балда его тут отыскал,

Отдал оброк, платы

требовать стал.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

Сказки Пушкина (хотя они и не совсем детские) сопровождают нас с младых ногтей. Достаточно вспомнить великую сказочную поэму «Руслан и Людмила». Все это позже претворялось в оперы, балеты, а теперь и в мюзиклы. Но к пяти сказкам следовало бы добавить еще одну. Она была бы первой по времени, но осталась незаконченной еще в 1930-м. Пушкин к ней больше не возвращался, остался только черновик: в нем есть спорные и совсем нечитаемые строчки. Поэтому и в наше время эта сказка (с названием по первой строке либо «Сказка о медведихе») печатается в полных и академических собраниях сочинений, а широкому читателю остается неизвестной. А зря, ибо в этой сказке можно при желании усмотреть некое завуалированное предсказание гибели поэта.

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой

зорюшки,

Что из лесу, из лесу

из дремучего

Выходила медведиха

Со милыми детушками

медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

5-9-3480.jpg
«Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул
из мешка Золотого петушка».  Иван Билибин.
Иллюстрация
к сказке «Сказка о золотом петушке»
А по лесу в это время ходил мужик с рогатиной. Медведица заслонила своих трех медвежат, встала на задние лапы и заревела (кстати, вот вам в конце пример обсценной лексики):

– Ах вы детушки,

медвежатушки,

Перестаньте играть,

валятися,

Боротися, кувыркатися.

Уж как знать на нас мужик идет.

Становитесь, хоронитесь

за меня.

Уж как я вас мужику не выдам

И сама мужику... выем.

Но все кончилось, увы, печально. Медведиха получила удар рогатиной «повыше пупа, пониже печени» и упала замертво. Зато:

Вот тебе, жена, подарочек,

Что медвежия шуба

в пятьдесят рублев,

А что вот тебе другой

подарочек,

Трои медвежата по пять

рублев.

Дальше медведь-отец узнает о своем горе, места не находит, плачет о своей медведихе. Звери со всего леса сбегаются, чтобы утешить его. И сказка обрывается на перечислении этих гостей на поминках: здесь и волк-дворянин, и белочка-княгинюшка, лисица-подъячиха и целовальник-еж. В них слышны уже говоры народных сказок няни Арины Родионовны. И возникает интересный вопрос – не предвосхитил ли Пушкин свою судьбу в этой медведихе как раз в самом начале нового своего болдинского литературного и семейного взлета и поэтому не стал заканчивать первую свою сказку?

Да уж, сказка ложь, да в ней намек. Где-то намек (на жестоких правителей и священнослужителей), а где-то, возможно, и предсказание…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От Литейного до Таврической

От Литейного до Таврической

Андрей Мирошкин

Где жили, творили и выпивали петербургские писатели

0
650
Как выход США из Парижского соглашения повлиял на международную повестку

Как выход США из Парижского соглашения повлиял на международную повестку

Виктория Трифонова

Геннадий Масаков

Экономические приоритеты Вашингтона оказались выше климатических обязательств

0
2728
КПРФ вытесняют из "левого поворота" перед выборами

КПРФ вытесняют из "левого поворота" перед выборами

Иван Родин

Другие партии отрабатывают социальную проблематику громче и оперативнее

0
2306
Бизнес просит определить условия деприватизации

Бизнес просит определить условия деприватизации

Михаил Сергеев

Государство собирается менять взаимоотношения с предпринимателями

0
3391

Другие новости