Кэрролл-Доджсон еще и упоенно фотографировал. Буквально не мог оторваться от объектива. Фото Оскара Рейландера |
Самые его популярные произведения – дилогия про Алису, чуть менее известна поэма «Охота на Снарка». Но написал он довольно много текстов, в том числе и научных, например «Сведения из теории детерминантов» и «Алгебраический разбор пятой книги Эвклида». Почему история девочки, провалившейся под землю, рожденная как случайная лодочная импровизация, позже по просьбе той же Алисы Лидделл занесенная на бумагу, а потом продолженная сиквелом – историей девочки, оказавшейся по ту сторону зеркала, сводит нас с ума до сих пор? Кэрролловская Алиса и ее странные знакомцы, от Синей Гусеницы до Чеширского Кота, стали культом, а в ее приключениях обнаружился миллион герменевтических слоев, трактовок и прочтений. Эта книжка, которую вначале считали сугубо детской, но при этом странной и озадачивающей, вдохновляет миллионы взрослых людей, которые находят в ней и кладезь философских задачек, и постмодернистский квест, и психоделику, и научпоп, и спазмы помешавшегося разума, и сюрреалистическое погружение в природу сна и сновидений.
Образы кэрролловской дилогии используются в современных музыкальных клипах, в компьютерных играх, в киноэкранизациях, театральных постановках, да и просто в массовой культуре. Математики, шахматисты, логики, физики, химики, психиатры (вспомните «синдром Алисы в Стране чудес») внимательно читают сказки про Алису, находя там интересные умозрительные парадоксы, а любители конспирологических теорий продолжают спорить о том, был ли создатель «Алисы» извращенцем и педофилом или все-таки нет.
Занимательны, к примеру, работы советского психолога Соломона Геллерштейна, посвященные кэрролловской интеллектуальной эквилибристике, взять хотя бы загадку субъективного времени в «Алисе в Зазеркалье». Там Алиса говорит Белой Королеве, заикнувшейся о том, как хорошо помнить и прошлое, и будущее:
«– У меня память не такая, – сказала Алиса. – Я не могу вспомнить то, что еще не случилось.
– Значит, у тебя память неважная, – заявила Королева».
Три «кисельные барышни» Лидделл – Эдит, Лорина и Алиса. Фото Льюиса Кэрролла. 1859 |
Интересен негуманитарный взгляд на Кэрролла. Его, в частности, можно найти у советского математика Юлия Данилова и советского физика Якова Смородинского, которые тоже не раз о нем рассуждали. Как истинные ученые они, конечно, не прошли мимо падения Алисы в кроличью нору: «Со времен Галилея известно, что на Земле все тела, будь то Алисы или пустые банки из-под апельсинового варенья, падают с одинаковым по величине ускорением. Таковы законы обычной, «несказочной» физики. Иные законы действуют в Стране чудес: находясь в свободном падении («Вот это упала так упала!»), Алиса опасается выпустить из рук прихваченную по дороге банку, боясь, как бы та не упала вниз и не убила кого-нибудь, и умудряется на лету засунуть банку в шкаф, не разбив ее при этом!»
В общем-то, тонны и тонны статей посвящены каждому абзацу кэрролловских сказок, и они этого достойны! Внезапное увеличение Алисы в кроличьей норе довольно жарко обсуждали космологи, иллюстрируя разные аспекты теории расширения Вселенной. «Глокая куздра» Льва Щербы, осмелюсь предположить, вдохновлена «Бармаглотом» с его хрюкочущими зелюками. А диалог Алисы с Белым Рыцарем (в котором Кэрролл, судя по всему, карикатурно изобразил самого себя) и вовсе становится полем для обширных спекуляций. Рыцарь, если помните, вдруг берется спеть Алисе песню для поднятия настроения:
«– Заглавие этой песни называется «Пуговки для сюртуков».
– Вы хотите сказать – песня так называется? – спросила Алиса, стараясь заинтересоваться песней.
– Нет, ты не понимаешь, – ответил нетерпеливо Рыцарь. – Это заглавие так называется. А песня называется «Древний старичок».
– Мне надо было спросить: это у песни такое заглавие? – поправилась Алиса.
– Да нет! Заглавие совсем другое. «С горем пополам!» Но это она только так называется!
– А песня какая? – спросила Алиса в полной растерянности.
– Я как раз собирался тебе об этом сказать. «Сидящий на стене»! Вот какая это песня!»
«Вы всего лишь колода карт!» – вызов Алисы диктатуре, который мы тоже когда-нибудь возьмем на вооружение. Иллюстрация Артура Рэкхема. 1907 |
27 января исполняется 190 лет со дня рождения волшебника, подарившего нам миры Алисы. Но 2022 год – юбилейный не только для Кэрролла, но и для его музы Алисы Лидделл, которой в мае исполнится 170, и для сказки про приключения Алисы под землей, которой в июле стукнет 160. Все эти 160 лет и взрослые, и дети разгадывают тайны Кэрролла и, видно, так и будут разгадывать до скончания мира. За что ему и спасибо. А от меня еще и персональное спасибо за героиню, от которой я когда-то получила имя. Теперь главное – не попасть в заколдованный зазеркальный лес и не утратить его случайно.
комментарии(0)