Петрашевскому повезло, что он не был нашим современником. Простой ссылкой бы не обошлось. Страница из книги: Куклин Г.А. Материалы к изучению истории революционного движения в России. Т. 1. (1800–1854). Женева, 1905. Фото с сайтa www.shpl.ru |
Петрашевский считал, что начинать преобразования страны нужно с пропаганды, с активизации культурного слоя нации, потом перейти к тайному обществу и закончить восстанием. Первые два пункта он выполнил. По пятницам у него начал собираться разный люд, да не абы какой, а люди передовые, интересные, среди них, к примеру, братья Майковы, все – литераторы, или молодой Федор Михайлович, про которого Некрасов уже прокричал Белинскому: «Новый Гоголь явился!»
Полтора века прошло, а идеи свободы в вопросах в любви, секса и гендерной идентичности и сейчас под запретом. Эгон Шиле. Любовники. 1913. Собрание Марио Таццоли, Турин |
С середины марта 1849-го к Петрашевскому под видом слушателя начинает ходить полицейский агент. Еще двое агентов снимают соседнее помещение под табачную лавочку. 23 апреля в пятом часу утра арестовано большинство, включая самого Петрашевского. Горе-фурьериста заключили в Алексеевский равелин, где на допросах он так и не раскаялся, настаивая на необходимости для России республиканской формы правления, отмены цензуры и рабства, введения суда присяжных и свободы печати, замены частной собственности коллективной, создания союза всех народов и т.д. Получался коктейль из здравых и утопически-мечтательных идей.
Мечтателя и группу членов кружка, включая знаменитого писателя, приговорили к расстрелу. Как известно, в самый последний момент, уже на эшафоте, осужденным было объявлено, что расстрел по предложению генерал-аудиториата заменили каторгой, для Петрашевского – бессрочной. Он прямо с места казни отбыл в Восточную Сибирь в рудники, а в 1856-м манифестом Александра II переведен на поселение с правом выбора места жительства. Петрашевский выбрал Иркутск, где его принимал генерал-губернатор Муравьев-Амурский, который положил начало судоходству на Амуре, основал города Благовещенск и Хабаровск, дал названия разным известным геообъектам, например Владивостоку и т.д. Губернатор даже ходатайствовал о полном прощении петрашевцев, но не преуспел.
На смертной плахе обычно умирают, а Достоевский, наоборот, – родился. Михаил Нестеров. Казнь святого Георгия. 1899–1900. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск |
Впрочем, и петрашевцы в отличие от декабристов не пользовались никакими привилегиями, только всяческой помощью от этих самых декабристов. Да и пытки – были. Вот что писала в письме жена декабриста Фонвизина, пробравшаяся в больницу к Петрашевскому под видом раздачи милостыни: «Его пытали и самым ужасным новоизобретенным способом. Следы пытки на лице – 7 или 8 пятнышек, или как бы просверленных кружочков на лбу, одни уже подсыхали, другие еще болели, иные были окаймлены струпиками. Пальцы на правой руке и на той же руке полоса вдоль – как бы от обожжения. В холодной комнате на лбу беспрестанно проступала испарина крупными каплями, веки глаз по временам страшно трепетали, глаза расширялись. Он бледнел в это время, как полотно, и потом опять принимал обыкновенный вид свой – вся нервная система, как видно, потрясена была до основания. Его допрашивал сам г посредством электрического телеграфа, из дворца проведенного в крепость, но в крепости к телеграфу была приделана гальваническая машина».
Достоевский после каторги вернулся совсем другим и, как мы знаем, превратился в верующего консерватора и юдофоба. Что не помешало ему дозреть до высших ступеней своей гениальности. Петрашевский не вернулся вовсе. Но имя его тоже осталось в истории.
комментарии(0)