Дидро не только писал, но еще и менял время. Луи Мишель ван Лоо. Портрет Дени Дидро. 1767. Лувр, Париж |
Все началось с осквернения деревянного распятия на мосту в Аббевиле. Публика, естественно, взъярилась, епископ Амьена призвал горожан под страхом отлучения от церкви бежать с любой информацией о случившемся к гражданским судьям. В это же время разгорелась ссора местного судьи де Бельваля с де Ла Барром, и очень скоро набралось достаточно сведений о том, что последний с компанией молодых людей всячески измывался над «святынями» – и шляп-то они перед религиозной процессией не сняли, и на распятие испражнились, и скабрезные песенки пели, и на картинки религиозные плевали. Правда, вышла небольшая загвоздка. В этой молодой компании оказались и сын бывшего мэра города, и собственный сын судьи Бельваля – но им удалось бежать. Еще один был обвинен заочно, а под стражей оказались двое – де Ла Барр и Мойнель. В дом к де Ла Барру нагрянули с обыском и нашли там ряд запрещенных книг, в том числе «Философский словарь» Вольтера. Это вызвало дикий гвалт, гнев и ярость, судьям окончательно сорвало крышу, и они вынесли неосмотрительному чтецу обвинительный приговор. Дескать, пел песенки против бога, матерился, совершая крестное знамение, не почитал святые таинства, а главное, «выказывал признаки обожания грязным и мерзким книгам, которые были у него в комнате». Для компенсации верующим всех нанесенных таким образом обид юношу постановили поместить в барабан, прилепить к нему табличку «нечестивый», заставить покаяться на коленях. Потом сказано было вырезать ему язык и доставить в барабане на городской рынок, где ему отрубят голову на эшафоте, а затем тело и голову сбросят в костер вместе со словарем. Приговор прошел апелляцию в Париже и остался в силе. Рано утром 1 июля несчастного подвергли пыткам, надеясь выбить из него еще какие-то имена, но он мужественно никого не сдал. После пыток проделали все положенное, а пепел казненного, смешавшийся с пеплом сожженного вольтеровского словаря, бросили в реку Сомму.
Молодого вольнодумца все-таки обезглавили… Дирк Баутс Старший. Казнь невинного графа. 1460. Королевский музей изящных искусств, Брюссель |
Потом, конечно, общество дозрело и покаялось. К закату XIX века у архиепископии отобрали землю в Париже, и на этой территории решено было поставить статую Ла Барра. Автором макета, чья презентация состоялась на Конгрессе вольнодумцев в 1905 году, стал прогрессивно мыслящий скульптор Арман Блох. Через год статую отлили в бронзе и поставили у ворот базилики на глазах у 25 тысяч зрителей. Спустя 20 лет статуя была перенесена на площадь Надар, тоже неподалеку, а 80 лет назад при вишистах статую сняли и переплавили. И только 20 лет назад, в 2001-м она была возрождена. Бронзовую доску с изображением пыток шевалье де Ла Барра тоже пришлось прятать от вишистов, да и сейчас, несмотря на появление множества улиц в честь светского мученика, память о нем иногда пытаются раздавить. В 2013-м памятник юноше в родном Абвиле осквернили адепты движения Civitas.
У нас же хоть и не казнят, но к ответу могут призвать не только за крест. Так что ходить приходится на цыпочках...
Впрочем, сегодня юбилей не только печальный. 270 лет назад произошла и маленькая победа просвещения над мраком. В той же Франции был издан первый из 35 томов знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», подготовившей почву для Великой французской революции. Целью энциклопедии было объединение всех известных на тот момент научных и технологических знаний, а организатором, ответственным редактором и автором большинства статей по точным наукам стал писатель и драматург Дени Дидро. Другими авторами стали Вольтер, Руссо, Монтескье и иныке светила Просвещения.
…но и после смерти он дал своим хулителям прикурить. Винсент Ван Гог. Скелет с горящей сигаретой. 1885–1886. Музей Ван Гога, Амстердам |
Тем не менее детище Дидро пользовалось бешеной популярностью, выходило беспрецедентными по тем временам тиражами, переводилось направо и налево. Знания распространялись, волновали, будоражили, трансформировали. Энциклопедия перевернула существовавшие ценности, утвердив силу разума и подготовив почву для социальных протестов.
То есть страдали не зря. Хочется верить, что и теперь все те, кто выходит с копьем логики против дракона предрассудков, мракобесия, авторитаризма и прочих гадостей, чего-нибудь хорошего дождутся. Желательно сохранив свободу, жизнь, голову и язык.
комментарии(0)