Я еще от светлого не отошел… Иллюстрация из книги Виктора Черномырдина «Я далек от мысли…» |
Комиксы – штука, конечно, хорошая, но произошли они все же если не прямо от лубка, то от его европейского варианта. Не будем вдаваться в подробности, углубляться в древности (это удел специалистов), скажем только, что рассказы и истории в картинках – жанр древний, во многом народный, а потому, надеемся, вечный. Европа, Китай, Россия – то, что мы более или менее хорошо знаем, но, думается, что-то подобное лубку существовало очень давно и, возможно, везде или почти везде. Читать не всякий умел, а картинка – понятна, доступна каждому.
Поэтому не стоит, как нам кажется, огорчаться приходу в Россию комиксов. Они – в виде лубка – есть у нас уже давно, нас никакими комиксами не запугать и не удивить.
Отечественные писатели и художники работают сейчас в разных жанрах и традициях, но чаще всего понимают, что за ними – многовековая история.
Виктор Черномырдин (1938–2010) – российский политик и чиновник. Дитя своего времени и своей страны, он не всех устраивал, не всем нравился, его деятельность не каждому кажется благом для России. Но человек он яркий, это все признают, с этим трудно спорить. И он действительно прославился, получил истинно народное признание своими афоризмами. Сам ли он их сочинял? Кто знает, но мы думаем, что даже если и не совсем сам, то без его участия, без его личности тут не обошлось. И дело не только в блестящем исполнении афоризмов. Дело в том, что это именно его афоризмы, его речь, его взгляды, его подход к жизни и его «политическое кредо» (как говорил Остап Бендер).
Мы сегодня на таком этапе экономических реформ… Иллюстрация из книги Виктора Черномырдина «Я далек от мысли…» |
Каждая крылатая фраза сопровождается рисунком художника, работающего под псевдонимом zonk197. Не слишком подробно, согласитесь, но он есть в интернете, в социальных сетях, при желании вы легко его найдете. На своей странице в Instagram он пишет о себе так: «Художник, автор блокнотов с песнями АКВАРИУМА и КИНО». О работе над книгой сообщает следующее: «…В ней собрано 56 «черномырдинок» – известных всем фраз политика, моего земляка – уроженца села Черный Отрог Оренбургской области («Хотели как лучше, а получилось как всегда», «Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу», «Лучше водки хуже нет»). Это было просто невероятно интересно, потому что проиллюстрировать такие абсурдные и веселые фразы очень сложно, и каждый афоризм нужно буквально победить».
Что ж, вполне возможно, художнику виднее.
Тем более что сейчас, когда, казалось бы, актуальность изречений прошла, становится наконец очевидно: нет, не прошла эта актуальность и никогда не пройдет.
Виктор Черномырдин. Я далек от мысли…– Оренбург: Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева. – 2021. – 112 с. |
И правильно, что изданы они именно так, в виде пусть и современного, но лубка.
«Сейчас историки пытаются преподнести, – учит нас народный философ и политический мудрец Черномырдин (в этих словах нет иронии, теперь уже ясно, что он такой и есть), – что в тысяча пятьсот каком-то году что-то там было… Да не было ничего!»
И далее: «Как кто-то сказал, аппетит приходит во время беды».
Да, классический русский абсурд, да, Хармс и Достоевский с Гоголем. Но ведь если что-то и было, то ничего же не изменилось. Неправ Гераклит. Все, может быть, куда-то и течет, но абсолютно ничего не меняется. И никогда (по крайней мере в России) не изменится. И это не только ужасно плохо, но и хорошо.
В общем, процитируем еще раз незабвенного Виктора Степановича, «мы выполнили все пункты – от А до Б».
А после них – хоть трава не расти, нам и этих-то двух букв слишком много.
Картинка-загадка: найдите снеговика. Иллюстрация из книги Леонида Тишкова «Снеговик на Луне» |
Все началось с даблоидов – странных существ, у которых из всех органов тела есть только одна единственная нога. Тишков создал целую цивилизацию даблоидов с историей и культурой. Он рисовал про них книги, шил из ткани, устраивал инсталляции.
Им на смену пришли водолазы. Самые обычные. Но Тишков возвысил их до аллегорических вершин. Они же находятся в чуждой для человека среде, и с миром людей их связывает лишь только шланг, по которому поступает воздух.
Леонид Тишков. Снеговик на Луне.– М.: Рутения, 2020. – 24 с. |
И еще одна яркая черта присуща творчеству Тишкова: он очень бережно относится к своим концепциям. Однажды найденный им образ получает развитие. Не повтор, как это бывает часто с удачными сюжетами, а именно развитие. Так случилось и с темой «Мальчика и Луны». Спустя 10 лет она разделилась на две книги – одна про мальчика, вторая про Луну.
Герой «Облачной сказки» – тот самый мальчик, который когда-то подружился с Луной. На этот раз он собрал с облаков пряжу и попросил бабушку связать свитер, в котором можно было бы летать. Но потом он понял, что небо не может быть без облаков, а земля без их тени. Тогда мальчик распустил свитер и отпустил облака на волю.
Леонид Тишков. Облачная сказка.– М.: Рутения, 2020. – 32 с. |
Вот такие две новые сказки придумал и нарисовал Леонид Тишков. Создал их в древнем, народном и вечно молодом жанре рассказов в картинках. Вот такой русский комикс. Или комикс по-русски. Называйте, как кому приятнее. И главное, улыбайтесь при этом.
комментарии(0)