Майкл Суэнвик заметил, что главное условие успеха писателя на Западе – английский язык.
В финальном номере «НГ-EL» за прошлый год кроме прочего был отмечен главный тренд – переход литературной жизни в онлайн-формат. С апреля мероприятия – большие и маленькие – искали и находили себе воплощение в Сети. С конца лета, когда карантин был ослаблен, маленькие мероприятия, собирающие несколько десятков людей, постепенно начали возвращаться на площадки в реале. Но у крупных мероприятий не осталось другого выбора, кроме как продолжать «обживаться» в Сети.
Кульминацией этого процесса стал большой литературный онлайн-проект. Он объединил сразу три мероприятия с разной историей: старейший международный литературный фестиваль фантастики «Аэлита», который с малым промежутком проходил в Свердловске-Екатеринбурге на протяжении четырех десятков лет; Международный литературный фестиваль им. А.С. Пушкина, который в прошлом году впервые состоялся в Судаке (Крым), а также Всероссийскую литературную премию «Новый Сказ» памяти Павла Петровича Бажова.
Начался фестиваль вступительным словом президента Интернационального союза писателей (ИСП) Майкла Суэнвика. Это один из немногих американских писателей, знающих и любящих Россию, чему доказательство роман «Танцы с медведями», действие которого проходит в альтернативной Москве. Писатель рассказал об истории легендарных ежегодных фестивалей «Аэлита», в которых он принимал деятельное участие. С приветственными словами выступили также председатель правления ИСП Александр Гриценко, писатель Галина Березина, писатель, председатель оргкомитетов премий «Аэлита» и «Новый Сказ» им. П.П. Бажова Борис Долинго.
В рамках программы фестиваля поэтические работы участников были рассмотрены и проанализированы опытными мастерами: музыкантом и исполнителем песен (автором знаменитой русской версии «Элис»), поэтом, художником Михаилом Башаковым и поэтессой Полиной Корицкой. Авторы присланных на конкурс поэтических произведений услышали критические замечания, советы и рекомендации по устранению недостатков в своих стихотворениях. Разбор прозаических произведений проводили поэт, писатель и драматург, председатель Екатеринбургского отделения Союза писателей России Евгений Касимов, писатели Саша Кругосветов и Полина Корицкая.
Михаил Башаков рассказал, насколько мучителен поиск нужного слова. |
С мастер-классом под названием «Поэзия – бесценна. Медиапродукт – товар» выступила поэтесса Стефания Данилова. Она объяснила слушателям, почему поэзия – это социальный конструкт, который не существует без обратной связи, на каких «китах» должно выстраиваться мировосприятие автора, который хочет добиться успеха, как продуктивно относиться к зависти, черному пиару и преследованиям хейтеров. Данилова затронула много спорных вопросов современного искусства: что такое сегодня талант, какой ценой каждый из слушателей хотел бы остаться в истории и почему в современных литературе, искусстве и обществе в целом как никогда актуальны слова Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». «Не нужно завидовать кому бы то ни было, это непродуктивно. Можно разбить успех человека на критерии, попытаться воссоздать его маршрут и повторить или сделать свой», – подчеркнула Данилова.
Стефания Данилова утверждает, что поэзия может стать успешным медиапродуктом. |
Для фантастов и авторов, работающих в приключенческом жанре, полезной стала лекция прозаика (он среди прочего известен тем, что является соавтором романа «Дневной дозор»), Владимира Васильева. Он говорил о теме мореплавания в литературе. «Переплыть океан на маленькой яхте нельзя. Но не потому, что яхта боится штормов, а потому, что на ней не поместится достаточное количество припасов, главным образом – пресной воды», – заметил Васильев, подчеркивая, как важно знать то, о чем пишешь.
Интерес вызвала лекция писателя и кинодраматурга, автора сценариев сериалов «Великая», «Домик у реки», «Русский пленник», полнометражных фильмов «Непрощенный», «Робо», «Гудбай, Америка» Сергея Волкова (отрывок из его нового романа «Ильич» см. в «НГ-EL» от 10.12.20). Аудитория оживилась, слушая рассказ об особенностях воздействия кинематографа на человека, принципиальных отличиях в работе над текстом и даже отношении к нему у писателя и сценариста, писателя и журналиста. «Многие ошибочно считают, что писать сценарии может любой литератор. Это не так, – подчеркнул Волков. – Профессия сценариста подразумевает специальное образование и отличается от профессии писателя». Мало кто из слушателей прежде задумывался над вопросом, какие книги можно экранизировать, а какие – нельзя, и по какой причине это происходит. Почему, к примеру, очень сложно визуализировать Булгакова и что такое «приключения тела». Почему люди любят сериалы и какие, как не писать «клюкву», не сесть в лужу и с чего лучше начинать вхождение в профессию – на эти и многие другие вопросы ответил Волков.
Сергей Волков считает, что на писателя можно не учиться, а на сценариста – обязательно. Скриншоты трансляции |
С чего начать работу с текстом, как правильно его оформить и как провести переговоры с издателем, объяснил Алексей Махров, писатель, заместитель генерального директора издательства «Яуза».
Мастер-класс о том, как создавать комиксы, провел художник Алим Велитов, сопроводив свое и без того увлекательное повествование информативной презентацией с наглядными примерами работ современных творцов этого жанра и ссылками на специализированные интернет-ресурсы и сообщества, где все заинтересовавшиеся данной темой могут найти еще больше полезной информации.
Как сделать из произведения литературы анимационное кино, объяснила художник, сценарист, автор серии сказочных детективов Екатерина Матюшкина. О значимости литературных фестивалей как средства международного общения и сотрудничества вели беседу с участниками фестиваля представители Союза писателей Республики Крым Валерий Басыров и Ольга Прилуцкая.
Особый интерес и в первый, и в заключительный день фестиваля неизменно вызывали выступления Суэнвика. Он рассказал, как можно выйти со своим творчеством на международный уровень и найти свою аудиторию в других странах. В частности, что нужно сделать, чтобы заинтересовать американского издателя и каким критериям должно отвечать произведение, чтобы стать популярным в США.
Лекции и мастер-классы в рамках фестиваля шли с утра до вечера. Не только начинающим, но и имеющим определенный багаж знаний авторам были полезны основанные на собственном успешном опыте личные рекомендации и секреты мастерства. Организаторы хотели, чтобы каждый участник нашел и полезные для своего творческого и профессионального развития рекомендации, и новых друзей-единомышленников, и получил шанс оказаться лучшим в своем деле.
По итогам конкурса «Новый Сказ» им. П.П. Бажова в номинации «Проза» Гран-при получил Владислав Русанов, в номинации «Поэзия» – Михаил Башаков, в номинации «Фантастика» – Ник Одинцов. Он же по итогам Фестиваля им. А.С. Пушкина стал обладателем звания «Лауреат лауреатов» (Супергран-при). Гран-при в номинации «Проза» получил Максим Замшев (Россия), в номинации «Поэзия» Гран-при был удостоен Константин Кедров, а звания «Вице-Гран-при» – Алексей Хазанский. Лауреатами фестиваля «Аэлита-2020» стали Майкл Суэнвик (Премия «Аэлита» за вклад в литературную фантастику), Сергей Волков (премия им. В.И. Бугрова за теорию, критику и публицистику), Леон Смит (премия «Старт» за лучший дебют), Саша Кругосветов (премия «Гиперболоид») и Николай Калиниченко (орден «Рыцарь фантастики» им. И.Г. Халымбаджи за вклад в развитие фантастики).
комментарии(0)